Дорогая редакция!
Мне бы очень хотелось получить ответ на вопрос, который может показаться несколько странным. Можно ли советской школьнице написать грустное стихотворение? По-моему, можно. Ведь даже самому жизнерадостному человеку не всегда бывает весело. Да счастье и не может быть настоящим, если человек никогда не грустил. Я не говорю о грусти «с поднятыми к небу очами», «со слезинкой, застывшей на щеке», - это грусть институток Чарской. Но все же и у нас, иногда слишком уж беспечных, бывают свои маленькие «несчастья». Глупо и старо, конечно, посвящать свои стихи нытью. Но надо знать и чувство меры. Есть ребята, которые говорят о стишке с изображением сада: «Это поза, здесь влияние Есенина». Они считают, что у всякого стихотворения обязательно должен быть «счастливый конец». Какая чушь! Как будто советские люди считают грусть «пережитком капитализма»! Жизнь наша настолько светла и радостна, что мой вопрос, казалось бы, «неактуален». Но по этому поводу была у нас большая дискуссия. И, как часто бывает в спорах (не только ребят, но и взрослых, настоящих литераторов), никто никого не убедил.
Поэтому очень прошу ответить.
Вы пишете: «Можно ли советской школьнице написать грустное стихотворение? По-моему, можно». Да, конечно, вы правы: можно и грустить и писать о своей грусти.
Но дело совсем не в этом разрешении. Нам думается, вы неверно ставите вопрос.
Напомним вам одно стихотворение. Писал его, правда, не юноша, но и не старик: тридцатилетний человек. Называется оно «Элегия». Элегия должна быть задумчивой, грустной. Вот это стихотворение:
«Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино, - печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море».
Не правда ли, мрачно, безысходно? Слушайте дальше:
«Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать,
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.