Марксизм никогда не отрицал роли героев. Наоборот, роль эту он признает значительной...И. Сталин
Лето 1939 года в литературном мире началось под знаком шумных дискуссий о патриотической теме. Кое - кто пытался под флагом борьбы за подлинное, настоящее искусство отвести писателей от патриотической темы, очернить то, что уже создано, и противопоставить произведениям о героях нашей эпохи уход в обыденщину.
Любители будничной серости выступали как самые рьяные поборники реализма. «Помилуйте, - говорили они, - как может богатырь Василий Буслаев (речь шла о фильме «Александр Невский») бить оглоблей врагов в железных латах? Его же могут сразить мечом!» Или: «Где вы видели в наше время рыцарей без страха и упрека? Наши люди, слава богу, - не безрассудные люди: они на рискованные подвиги не пойдут. И хоть славил когда - то Горький «безумство храбрых», нынче это надо признать устаревшим».
Внешне все эти рассуждения казались как будто убедительными. В самом деле, мы видим наших героев рядом с собой, запросто встречаемся с ними, беседуем, шутим. «Гранита грань и бронзы звон» звучат фальшиво рядом с этими простыми, скромными людьми.
Те из писателей, которые не сумели разглядеть под этой скромной внешностью героический характер советских людей, ушли от патриотической темы, повернулись к ней спиной и... занялись перелицовкой чеховских тем.
Советский читатель недружелюбно встретил скучные и серые произведения этих писателей. Зато те книги, в которых живут настоящие герои - сильные, благородные люди, - пользуются широчайшей популярностью.
Есть в советской литературе один человеческий характер, который наше юношество любит горячей преданной любовью. Есть писатель, который не побоялся создать образ идеального молодого человека нашей эпохи и создал его таким же простым и человечным, как миллионы его сверстников.
Речь идет о Павле Корчагине, бессмертном герое Николая Островского.
Сила этого правдивого образа заключается в том, что каждый молодой человек видит в нем частицу собственного «я»...
Корчагин не жалел себя. Он готов был жертвовать собой во имя счастья родины, во имя будущего. Он готов был пойти на самый трудный, самый рискованный подвиг, если это диктовалось революционной целесообразностью.
Революционное бесстрашие, выдающееся личное мужество и решительность - эти черты отражают характер подлинного большевика. Их всегда воспитывали в народе вожди большевистской партии Ленин и Сталин. Они в крови у руководителей Первой Конной армии Ворошилова и Буденного. Их приобрел рядовой боец Первой Конной Павел Корчагин.
Героизм Корчагиных - не пустая лихость и не бравирование собственной неосторожностью. Большевизм не терпит бессмысленных жертв. Но, если надо во имя жизни миллионов отдать собственную жизнь, Корчагины решались на это не дрогнув. Они, как никто другой, любили жизнь и боролись за нее. Именно за это полюбила Корчагина наша молодежь. И не только полюбила: она учится у Павла Корчагина и вместе с ним говорит:
«Самое дорогое у человека - это жизнь, она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - .борьбе за освобождение человечества».
Кое - кто из критиков, так усердно ратовавших за «чистое искусство», недолюбливал Павла Корчагина. Открыто выступить против него нельзя было: слишком сильно любила его молодежь, - но можно было действовать иначе. И вот, под флагом борьбы за «подлинную литературу», «высокие эстетические требования» снобы от литературы походя, бочком пытались оттеснить читателя от любимой книги.
Итог дискуссиям о патриотической теме и о герое подвела жизнь. Еще чадили на страницах некоторых журналов чахлые светильники «чистого искусства», когда младшие братья Павла Корчагина, идя по стопам любимого героя, проявили новые чудеса отваги и доблести.
Николай Островский не выдумал своего героя. Он писал его с натуры, вкладывая в образ всю свою душу. Веселый, молодой кочегар, сменивший кочергу и лопату на саблю и револьвер и промчавшийся со своим эскадроном от Умани до Львова, Павел Корчагин жил и боролся как любой боец Первой Конной армии.
Достаточно сравнить сочинение Островского с тем, что сотворила сама жизнь, чтобы убедиться в правдивости и силе образа его героя.
Мы процитируем здесь лишь два документа той эпохи. Это приказы о награждении рядовых бойцов Первой Конной, написанные наспех, быть может, под пулями, на передовой линии фронта.
Вот первый документ:
«Гришко... При встрече с польско - белогвардейцами в районе Рубченко, Гайворон, Белневка, где действовала третья кавбригада 14 - й Кавдивизии, ворвался на автоброневике в колонну противника численностью в три полка, которые в панике бежали... При преследовании противника машина испортилась и под огнем неприятеля повреждения были устранены и продолжено преследование...»
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.