Первая любовь, говорят, самая сильная. Как важно именно в эту пору первой своей любви, в пору юности, встретиться с поэтом, который не обманет твоих надежд, станет тебе верным другом, учителем жизни! Поэт может воздвигнуть в сердце твоём невидимую и непреодолимую плотину против всяческих лжеправд и лжекрасок, он вооружит тебя уменьем противостоять и бороться.
Таким другом и таким воспитателем нашего юношества является Владимир Маяковский - лучший и талантливейший поэт советской эпохи.
* * *
14 августа этого года ЦК ВКП(б) принял постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград». Постановление это, вынесенное по конкретному поводу, имеет вместе с тем огромное принципиальное значение для всей советской литературы.
В чём смысл ошибок редакций «Звезды» и «Ленинграда»?
Ещё сорок с лишним лет назад Ленин, выдвигая и отстаивая принцип партийной литературы, подчёркивал, что для социалистического пролетариата литературное дело не только не может быть орудием наживы лиц или групп, «оно не может быть вообще индивидуальным делам, независимым от общего пролетарского дела». Провозглашая своё «Долой литераторов беспартийных! Долой литераторов-сверхчеловеков!», Ленин требовал в противовес буржуазному литературному карьеризму и индивидуализму сделать литературное творчество частью общепролетарского, общенародного дела. Он писал: «За всей этой работой (литературной. - С. Т.) должен следить организованный социалистический пролетариат, всю её контролировать, во всю эту работу, без единого исключения, вносить живую струю живого пролетарского дела, отнимая, таким образом, всякую почву у старинного, полуобломовского, полуторгашеского российского принципа: писатель пописывает, читатель почитывает».
Именно это положение ленинизма, неуклонно осуществляемое большевистской партией, было забыто руководящими работниками журналов «Звезда» и «Ленинград». Они забыли, что советская литература существует не сама по себе, а служит народу. Журналы наши являются могучим оружием советского государства в деле борьбы за коммунистическое воспитание людей и в особенности молодёжи. Поэтому журналы должны руководствоваться тем, что составляет жизненную основу нашего строя - его политикой.
В постановлении ЦК ВКП(б) сказано:
«Сила советской литературы, самой передовой литературы в мире, состоит в том, что она является литературой, у которой нет и не может быть других интересов, кроме интересов народа, интересов государства. Задача советской литературы состоит в том, чтобы помочь государству правильно воспитать молодёжь, ответить на её запросы, воспитать новое поколение бодрым, верящим в своё дело, не боящимся препятствий, готовым преодолеть всякие препятствия».
Именно это основное и решающее игнорировалось, приносилось в жертву гнилым приятельским отношениям.
Вот почему в «Звезде» и «Ленинграде» печаталось много идеологически чуждых нам, вредных произведений несоветских писателей типа Зощенко и Ахматовой.
Зощенко, который давно деградировал как литератор, занимался тем, что сочинял обывательски пошлые и злобные пасквили на наших людей, ваши порядки, наш быт. Всё и вся преднамеренно оглуплялось им и представало перед читателями в уродливо карикатурном виде.
Творчество Ахматовой типично для старой, буржуазно-аристократической салонной поэзии, той поэзии, которая всегда далека была от жизни, проповедывала теорию «искусство для искусства». Она писала глубоко пессимистические и упаднические стихи. Их постоянные мотивы: разочарование, безнадёжность, безысходность. Их основная тема: смерть - сон сладчайший, смерть - избавительница.
Пошлые и клеветнические рассказы Зощенко и пустые, аполитичные стихи Ахматовой печатались в журналах и некоторыми критиками безудержно превозносились. Некоторыми! Профессор Л. Тимофеев, автор недавно изданного учебного пособия для учащихся десятых классов средней школы «Современная литература», в качестве образца реализма в советской поэзии привёл стихотворение... Ахматовой.
Можно ли было со всем этим мириться?! Можно ли было мириться с декадентской ложью о том, что искусство будто бы существует для искусства?!
Искусство существует для народа, оно необходимо для жизни. У советского искусства есть своя великая цель. Маяковский писал о ней:
«Я меряю
по коммуне
стихов сорта, в коммуну
душа потому влюблена, что коммуна,
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.