Но работа над брошюрой продвигается медленно: у меня небольшая комната. Я, жена, сынишка Левка - тесно. И я мечтаю также о большей жилплощади. Мечта реальна, потому что мне уже обещана просторная комната.
Основная моя и моих товарищей задача - добиваться наилучшей конструкции парашюта, наилучшей формы купола, устойчивости парашюта и т. д., чтобы прыжок с самолета был легким и абсолютно безопасным.
Под парашютостроение надо подвести мощную теоретическую базу. Этим мы занимаемся на своих предприятиях, в кружках и в парашютной секции в Центральном совете Осоавиахима.
Собрался я как-то в Театр революции смотреть постановку «Отважный трус». Оказывается, пьеса о парашютистах. Не буду вдаваться в оценку достоинств спектакля и пьесы. Меня тогда взволновало, что главное действующее лицо пьесы - парашютизм, которому я решил посвятить себя целиком.
Проникновение парашюта в толщу быта - великое торжество отважной юности.
В 1928 г. я окончил школу, в которой сейчас преподаю. Еще когда мой преподаватель увлекал всех учеников занимательными рассказами и опытами по физике, я волновался, сидя за партой, и мне казалось несбыточным желание стать физиком-педагогом. Я стал им...
Сейчас я заочник физико-математического отделения педагогического института им. Бубнова, но мне хочется стать «очником», чтобы еще больше повысить свою квалификацию преподавателя.
Я поставил своей целью сделать физику увлекательнейшим предметом.
Великая техническая реконструкция страны волнует ребят. Они мечтают быть Иоффе и Ферсманами, конструкторами, автомобилистами, инженерами.
Часто приходится ломать голову над тем, чтобы активный метод ведения занятий был интересен. Я по физике ввел киноуроки. Широкие окна класса задергиваются черными занавесями. Под знакомое потрескивание аппарата (пришлось сдать на киномеханика!),
подняв световую указку, я - уже не на Румкорфоской катушке, а на заснятых (установках Харьковского и Кембриджского институтов - показываю молнию. Я ищу кинокартины, которые в какой-то мере помогли бы мне в моей работе.
В нашем кабинете физики, который из-за тесноты смахивает на лавку древностей, ребята под моим руководством занимаются, мастерят разные физические приборы, которые даже наметанный глаз с трудом отличит от приборов, сделанных на фабриках и заводах. Недавно я сконструировал электропатефон. По моему образцу ребята создают такой же патефон для школы.
Замыслы охватывают меня. Я кону, чтобы каждый мой урок был похож на художественный рассказ. Для этого я ищу убедительные, запоминающиеся детали, (житейские факты и примеры, подтверждающие тот или иной закон физики. Надо, чтобы рассказ преподавателя врезался в память школьника как мотив песни, как поразившая воображение стихотворная строка. Я много читаю, выкраиваю время для кино и театра. Ведь это не только отдых, а накопление материала для моей ежедневной работы.
Ребята очень восприимчивы. Стоит подать им мысль, а они уже мастерят, конструируют... Они спорят о применении того или иного закона физики, предлагают фантастические технические идеи и т. д. Я мечтаю увидеть их когда-либо инженерами и (учеными.
Скоро каникулы. Я мечтаю о тишине. Десять месяцев напряженнейшей работы в шумной школе надо компенсировать отдыхом в деревне. Я увезу с собой связку книг, велосипед, буду плавать, кататься на лодке, читать... Но есть и другой проект. Ученики старших классов хотят совершить прогулку на велосипедах из Москвы в Ленинград. Может быть, такое длительное путешествие не разрешат, но поездку по колхозам одного из районов. Московской области я с ними совершил бы. У меня есть одна мечта - в колхозах, с помощью ребят, на опытах, простых и доходчивых, агитировать за изучение замечательной науки - физики.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.