Творцы научного коммунизма Маркс и Энгельс проявляли огромный интерес к России. В течение многих лет они с неослабевающим вниманием следили за событиями, которые происходили в её общественной и политической жизни, и тщательно изучали богатое историческое прошлое русского народа. Они горячо сочувствовали страданиям народных масс России при царизме, восхищались стойкостью и отвагой русских в борьбе с внешними врагами, а также героической борьбой русских революционеров против самодержавия.
Исключительно высоко оценивали Маркс и Энгельс величайшие достижения русского народа в области науки и культуры. Основоположники марксизма прекрасно знали труды русских учёных Менделеева, Зибера, Флеровского, Максима Ковалевского и многих других и сочинения русских передовых общественных деятелей. Со многими из них они были лично знакомы и поддерживали дружескую переписку. Русские книги занимали видное место на книжных полках Маркса и Энгельса. Из сочинений русских авторов они сделали многочисленные выписки и извлечения. Особенно восторженно отзывались Маркс и Энгельс о научной и публицистической деятельности великих русских революционных демократов Добролюбова и Чернышевского.
Маркс и Энгельс были свидетелями невиданного расцвета русской художественной литературы. О русских поэтах и прозаиках они говорили всегда с чувством настоящего восхищения. Изучая истоки русской поэзии, Маркс и Энгельс ещё в 1856 году познакомились со «Словом о полку Игореве», которым в своё время так восторгался Пушкин. В письме к Энгельсу от 5 марта 1856 года Маркс дал глубокую характеристику этому выдающемуся литературному памятнику древней Руси - пламенному «призыву русских князей к единению как раз перед нашествием монголов» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXII, стр. 122). Среди рукописных заметок Энгельса имеется запись биографических сведений о русских поэтах XVIII и начала XIX века, начиная от великого поэта - учёного Ломоносова и кончая Державиным, Крыловым и Жуковским. Любовно переписана рукою Энгельса мелодичная элегия Жуковского «Здесь пепел юноши безвременно сокрыли». С большим увлечением читал он бессмертную комедию Грибоедова «Горе от ума», а русские романы современных ему авторов называл превосходными.
Наиболее горячих поклонников встретил в лице Маркса и Энгельса стихотворный гений Пушкина. Оба основоположника марксизма прекрасно знали творения величайшего русского поэта. Ученик Маркса Поль Лафарг свидетельствует в своих воспоминаниях, что из русских классиков особенной любовью Маркса пользовались Пушкин, Гоголь и Салтыков - Щедрин. Имя Пушкина он называет в первую очередь. Маркс и Энгельс не раз упоминали Пушкина в своих сочинениях и письмах, ссылаясь, в частности, на его замечательный роман в стихах - «Евгений Онегин». Маркс в 1849 году в своей крупнейшей работе «К критике политической экономии» счёл нужным специально упомянуть то место из «Евгения Онегина», в котором Пушкин повествует о знакомстве своего героя с экономическими трудами, в частности с сочинением Адама Смита «О богатстве народов».
«Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита.
И был глубокий эконом,
То есть, умел судить о том.
Как государство богатеет.
И чем живёт, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог».
Энгельс также несколько раз ссылался на это место в своих сочинениях, цитируя соответствующие выдержки. Он готов был постоянно возвращаться к роману Пушкина, даже в разгаре научных занятий. При знакомстве с рукописями Энгельса можно обнаружить любопытное вторжение звонких пушкинских стихов на страницы с текстом, которые не имеют к ним, казалось бы, никакого отношения. Завершая, например, одну свою критическую работу о мелкобуржуазном писателе Прудоне, Энгельс на этом же листке бумаги набросал несколько строф из «Евгения Онегина»:
«Когда же юности мятежной
Пришла Евгению пора,
Пора надежд и грусти нежной...»
Приступив в 50 - х годах XIX века к тщательному изучению
русского языка, Энгельс использовал для этой цели также произведения Пушкина. Он составил словарь и подстрочный перевод к начальным строфам первой главы «Евгения Онегина» и подстрочник к «Медному всаднику».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.