Марк Твен об Америке

Б Черняк| опубликовано в номере №546, февраль 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Знаменитый американский писатель Марк Твен умер сорок лет тому назад, но ещё при его жизни буржуазная критика, в особенности американская, утвердила за ним славу беззлобного шутника, весёлого, жизнерадостного оптимиста, который ставил себе одну лишь цель - позабавить, потешить читателя.

Надо сказать, что отдельные произведения Марка Твена, которые публиковались буржуазными издательствами в миллионных тиражах, давали известное основание для подобной оценки. Речь идёт о тех произведениях, в которых писатель крайне осторожно затрагивал острые социальные темы американской жизни, в основном же искал нейтральные, развлекательные сюжеты.

Но вот после смерти Марка Твена стали появляться неизданные при его жизни произведения, были опубликованы многочисленные воспоминания о нём, а главное, в 1935 году вышли в свет «Записные книжки» Марка Твена - и перед миром предстал настоящий идейный и творческий облик писателя.

Писатель отчётливо понимал сущность «американского образа жизни», но не всегда хватало у него смелости открыто разоблачать его, говорить правду. Это была подлинная трагедия писателя.

«Я унижаю себя, - писал не для печати Марк Твен, - я заставляю себя быть отъявленным шутом. Это страшно. Я не могу это выносить».

По происхождению и всему своему мировоззрению Твен был человеком демократического образа мыслей. Выходец из народа, служивший и матросом на пароходе, и наборщиком, и мелким репортёром, он хорошо знал жизнь народных масс, сочувствовал им, и всё его творчество окрашено подлинно демократическими тонами. Побывав в Лондоне, Твен писал:

«Богу следовало бы переодеться в штатское платье и лично обследовать жизнь лондонских бедняков. Он был бы тронут и сделал бы что - нибудь для них». М. Твена возмущало господство доллара в жизни: «Я впервые увидел, как люди ложатся в грязь и громко молятся долларам и владельцам долларов».

Писатель превосходно понимал, что если он попытается открыто выступить против капиталистической Америки, то буржуазные издательства перестанут его печатать и на него тотчас обрушится вся буржуазная пресса, которая затравила уже не одного даровитого писателя США.

Однако к концу своей жизни Марк Твен всё - таки решился опубликовать острые политические памфлеты о капиталистической Америке. Буржуазная пресса постаралась их замолчать, издательства выпускали их скупыми тиражами, так что широкий американский читатель о них мало знает.

Между тем как раз в этих произведениях Марк Твен заговорил полным голосом о своей родине и её общественных порядках. Великий реалист, зоркий и правдивый художник рассказал о той Америке, которая вышла на международную арену разбойничьего империализма в качестве одной из сильнейших капиталистических держав.

Гослитиздат собрал и выпустил часть этих памфлетов и рассказов, и перед читателем предстаёт ужасающая картина политических нравов буржуазной Америки, её разнузданной, продажной прессы, её растленных общественных порядков.

Вот перед нами замечательная по правдивости сатира на американский сенат, в котором подкуп давно стал бытовым явлением. Жулик и демагог, сенатор Дильворт «засыпался», когда вручал крупную взятку, чтобы купить голоса на выборах. Сенату поневоле приходится рассматривать этот конфузный казус, но в сенаторских креслах сидят такие же прожжённые дельцы, и они берут под свою защиту попавшегося мошенника.

Марк Твен, конечно, ничуть не сгущал краски, хотя это было написано более 75 лет назад. Разве в наши дни не был изобличён в явном и наглом казнокрадстве известный антисоветский клеветник сенатор Томас, возглавлявший пресловутую «комиссию по расследованию антиамериканской деятельности»? Разве множество таких же сенаторов не было поймано с поличным при получении тайных и явных взяток от крупных монополий и трестов? Разве в Вашингтоне не околачивается вокруг конгресса многочисленная банда агентов крупных капиталистов, так называемых «лобби», профессия которых и состоит в том, чтобы при помощи подарков и взяток депутатам проводить нужные их заказчикам законы?

«Сцены из американской политической жизни» воссоздают перед читателем нравы буржуазных политических партий США. Бывший кабатчик становится «боссом» республиканской партии в штате - человеком, который держит в своих руках все местные власти, самоуправление, суд, полицию, прессу, цинично разворовывает казённые средства и организует при помощи взяток, подкупа и прямого насилия «выборы» нужных ему лиц. Когда он в конце концов всё же попадается, то «беспристрастный» суд оправдывает этого матёрого мошенника, а законодательная палата отклоняет требование исключить его из своего состава, ибо, пишет Твен, «это было всё равно, что требовать от детей, чтобы они изгнали родного отца».

Десятки американских книг и газет полны в наши дни аналогичными фактами, не выдуманными, а взятыми из подлинной жизни: вспомним хотя бы карьеру многократно уличённого, отпетого жулика Лендергаста, партийного «босса» штата Миссури, который ревностно и, разумеется, «бескорыстно» помогал на выборах будущему президенту США Гарри Трумэну.

В памфлетах Марка Твена нашли отражение и расовая дискриминация китайцев и негров в «свободной» Америке, и зверская расправа американских империалистов вкупе с военщиной других капиталистических стран над мирным китайским населением во время боксёрского восстания, и жестокости американских интервентов на Филиппинах. Уничтожающим сарказмом звучит памфлет М. Твена о захвате американскими империалистами Гавайских островов: «Наш долг аннексировать эти острова. У нас имеется полная возможность осчастливить островитян нашим мудрым, благодетельным правлением. Мы можем показать им новое - воров, от мелких, карманных воришек до муниципальных грабителей и растратчиков государственного добра...».

Так благородно негодовал более полвека тому назад честный американский писатель Марк Твен, который видел, во что превратилась его родина.

Конечно, многого в современной ему Америке Марк Твен не понимал. Политическая ограниченность Твена не позволила ему проникнуть глубже в социальную сущность тогдашней Америки и понять, что возмущавшие его явления отнюдь нельзя приписать испорченности человеческой природы или несовершенству самой жизни, как это порой утверждал писатель в своих высказываниях о мире и людях. Марк Твен был мелкобуржуазным демократом и, когда убедился в гибели своих иллюзий, впал в мрачное уныние, ибо не видел никакого выхода.

Но как раз в эти же годы - они совпали с первой русской революцией, оказавшей такое могучее идейное влияние на весь мир, - в США побывал великий русский писатель Максим Горький. Он глубоко понял механику социального строя Америки. С потрясающей силой Горький разоблачил в «Городе Жёлтого Дьявола» самую сущность американских общественных порядков и показал, что власть капитала неизбежно связана с бесчеловечностью, ложью и лицемерием.

В наши дни хищнические, грабительские цели американского империализма приобрели особенно грозные масштабы. Продажные конгрессмены, которых так ярко описывал Твен, пытаются теперь, выполняя волю империалистических кругов США, захватить уже не отдельные острова, а весь земной шар. Наглые, разнузданные газетчики, над развязным невежеством и чудовищной продажностью которых так издевался Марк Твен, по приказу мощных монополий бесстыдно расхваливают «американский образ жизни» и травят всё передовое и прогрессивное в мире. Воинствующая реакция, лицемерная и ханжеская, вкупе с церковными мракобесами, под верховным руководством монополистических кругов, пытается всюду насадить фашистские порядки, готовит новую войну против демократических стран, возглавляемых Советским Союзом, желает закабалить народы всего земного шара.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены