Мальчишки из подворотни

Элла Черепахова| опубликовано в номере №933, апрель 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вернувшись из Новосибирска в Красноярск, Володя нашел друзей: Валерия Гуренко, выпускника 75-й школы, Тамару Шапиро, она уже стала студенткой-первокурсницей политехнического института, а немного позже приехал и окончивший математическую школу Сережа Левицкий. Не обманул. Не подвел. В математической школе ему, кроме аттестата, дали рекомендацию, облегчающую поступление в любой из трех университетов — Новосибирский, Томский, Ленинградский. Конечно, ему очень хотелось в Новосибирский — к знакомым преподавателям, к которым привык. Но он, как и Володя, — личность. Человек идеи. Он собрал чемодан и, наступив на горло собственной песне, вернулся в Красноярск. Поступил здесь в университет на факультет биофизики. Саша Степанов и Володя Прибылов дополнили совет будущей организации.

Собрались на первое заседание без бюрократии — просто в сквере. Несколько ребят, великолепно знающих механизм улицы, настроенных против «кодлы» сознательно и серьезно.

Володя высказал свою главную идею. «Кодла» — уличная организация, и ей может, должна быть противопоставлена также уличная организация. Но такая, которая способна оттянуть от «приблатненных» главарей, атаманов остальных ребят. Гуренко спросил:

— Короче, ты что предлагаешь? Вторую комсомольскую организацию? Ведь многие из тех ребят и так уже в комсомоле — по месту работы или учения. А по Уставу...

— А мы построим внеуставную, понимаешь? Внеуставную организацию. В конце концов это же по-настоящему комсомольское дело. Так?

Совет сказал: «Так!» Действительно совет был, по сути, внеуставным комсомольским комитетом новой, зарождавшейся организации. Он призван был бороться с хулиганством, мещанством, индивидуализмом. Это было ясно, но разногласия возникали при обсуждении средств борьбы.

Один предлагал сделать упор на необходимость интеллектуальных занятий с подростками: картинные галереи, библиотеки, юнкоровская работа. Кстати, и самим не мешает подзаняться искусством, а то можно так обрасти, «забуреть»...

Другой упорно твердил, что самое лучшее — создать спортивный городок для подростков. Третий удивлялся, как это упустили из виду такую привлекательную для мальчишек вещь, как участие в дружине, военные игры.

Казалось, конференция вот-вот закроется на «нуле». Но спор затянулся. И пришло емкое решение, поглотившее все пожелания совета. Так возник план создать детский клуб, где будет на первых порах отряд молодых дзержинцев (дружины), клуб юных журналистов (на базе «Красноярского комсомольца»), спортивный клуб и кинофотогруппа, объединяющая как желающих писать сценарии, так и «артистов», «режиссеров», «операторов».

Решено было также больше «не кустарить». И Валеру Гуренко командировали в крайком комсомола: объясняться. Валера пошел с волнением: а ну как дадут по шапке? Все-таки организация-то внеуставная. Его выслушали и дали «добро». Ободренный Валера сказал, что за внимание — спасибо, а вот нельзя ли еще им отдать детскую комнату при ЖКО на улице Кецховели, 66? Она ж два года как на замок закрыта! И помочь убрать частные гаражи с районного стадиона, поскольку они хотят там своими силами наладить каток и горки для ребятни.

У Валеры появился в руках список, и в крайкоме поняли, что ребята с Свободного проспекта забыть о себе не дадут.

Организационные тяготы совет нес героически. Володя говорил, что уверен: подростки выносливей взрослых — за счет неисчерпаемых запасов чистого энтузиазма.

Объявив аврал, совет проработал несколько дней в полном составе на Красноярском холодильнике: таскали свиные туши. На общие заработанные деньги купили проектор для киногруппы. Позже достали киноаппарат. Володя «пробивал» очередные хозяйственные мероприятия через печать. (К этому времени Тамара Шапиро — руководитель будущего клуба журналистов — уже свела знакомства с «Красноярским комсомольцем».)

Появилась в газете заметка Печерского под названием «Еще один вариант». Это был вопль сердца, истерзанного бесконечными попытками «создать базу». Совет владел, правда, детской комнатой то одного, то другого ЖКО, но всегда отношения — правовые и финансовые — зависели от настроения, характера и дел управдома. Бывало, и ключа у этого дяди не выпросишь. Не надо забывать, что ведь и совет клуба — сложные подростки, с виду — мелюзга. И дяди смотрят на них сверху.

«Рассмотрим возможности одной . такой комнаты, — пишет Володя. — На содержание ее идет два процента отчислений от сборов квартплаты, которую домоуправление получает от съемщиков. В среднем — десятки рублей в месяц. Для каждой такой комнаты нужен воспитатель, а его оформляют как слесаря или уборщицу. (Иногда и берут именно слесаря или уборщицу на место воспитателя.) И кпд воспитательной работы там равен 0. Часто в одном микрорайоне — на расстоянии не более 500 метров — 3 — 4 пионерских комнаты — по проспекту Свободному, 32 и 36, одна по улице Кецховели, 66, и одна — в здании кинотеатра «Мир». их надо объединить. Средства соединить и перечислить их в Госбанк, закрепив счет за домоуправлением наиболее крупного предприятия. Воспитателей сюда назначить по комсомольским путевкам. Райкомы ВЛКСМ должны не контролировать, а руководить жизнью таких клубов».

Наметив план-максимум, не сидели сложа руки в ожидании, когда созреют «экономические условия». Впрягались в дело.

Штаб-квартирой стал многокомнатный подвал на проспекте Свободном — почти рядом с домом, где жил Володя. Под низкими потолками как-то таинственно-приглушенно звучат голоса. Пацанятам тут понравится...

И, наконец, самое главное. Первый набор клуба.

Поздним вечером Володя отправился с товарищами во двор, нашел заветный уголок, лавочку, где лихая компания резалась в «очко». Желтый свет из окон падал на мальчишечьи головы. Вспыхивали красные глазки сигарет. Обрывки фраз: «Тан ее!», «Я не дешевый, я на рубль дороже». И мат, мат, мат...

Подошли вплотную. Компания зашевелилась:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены