- А зачем? Чтобы показать, какой я хороший? Зачем про это рассказывать? Что такое артист? Артист – это тема. Тема добра, любви, вечных ценностей. Если вы видите немощность старика, слезы матери, что равносильно землетрясению, или ребенка, который болен, и вам нужно что-то по этому поводу объяснять, то я не знаю... Объяснять, что нельзя равнодушно проходить мимо несчастья, невозможно, да и зачем? А по поводу того, что делаю – я не веду статистику. Есть дети, которым я помогаю, есть мои студенты, которых нужно поддерживать, есть детишки, которые лежат в онкоцентрах… Почему произошло так, что у ребенка в 11 лет онкология? Я не могу говорить: «Ой, как здорово! Я поеду скорее туда», или когда кричат: «Мы помогаем детям!» Нет, это преодоление, потому что ты не можешь быть к этому равнодушным. Это не пять рублей отправить на счет, это боль, страшная боль, и ты, естественно, к этому подключаешься… ведь это ребенок! Или же госпитали, куда я приезжаю к ребятам – один лежит после операции, оторваны руки и ноги, его уже везли как груз 200 – ни рук, ни ног! Товарищи уже собирали деньги на похороны, и вдруг он жив! Лежит в палате, а рядом жена, с ней подросток, а на подоконнике малыш-грудничок спит… И она счастлива оттого, что он жив! Пусть без рук и ног! А вы говорите: «Я помогаю…» Да что моя помощь? Я думаю: «Господи, что бы сделать для них?!» А врачи мне говорят: «Вы не понимаете, вы просто придите к ним». Ну и что, я буду сейчас вести подсчет?.. Все познается в сравнении. Кто-то говорит: «Ваш труд…» А вы шахтерам расскажите про труд…
- Если говорить о зрительской любви, то для меня знакомство с вашим творчеством началось с прекрасного сериала «Карусель»…
Это, наверное, одна из лучших моих работ, и я ее очень люблю, хотя никогда не смотрел - я не смотрю фильмы со своим участием. Крайне редко, когда нужно посмотреть, что получилось. Вот «Собор» я смотрел, потому что мне было интересно, как все получилось.
- Вам понравилось?
- Мне ничего не понравилось, но я не считаю, что это какой-то мой провал. Мне нравится эта работа. Знаете, почему? Потому что я не знал, как это делать, и от этого мне становилось очень интересно. Все знают, как играть Петра I - есть каноническое исполнение. Мы с Гинзбургом сделали совершенно другого Петра. Я не знал, как его делать, но это такой кайф! Ты можешь научиться пользоваться своими средствами, которые тебе даны. Самый худший день – когда ты начинаешь новый проект. Я просыпаюсь с утра, и мне уже все не нравится. Зачем я согласился, о Боже! Сейчас опять новые люди, оператор, свет, гример. И я помню, как приехал на съемки «Собора». Для меня был первый съемочный день, а они уже снимали месяц. То есть они все уже команда, и тут я, да еще в роли Петра I. Я думаю, что они, наверное, говорят про себя: «Зачем мы его взяли?» Стою беспомощный, в этом парике, с этими усиками: «Какой Петр I? Кого ты можешь играть? Только социальных работников. Ужас!»
- Ну, вы очень самокритичны и самоедливы!
- Только так можно жить. И будет страшно, если я вдруг когда-нибудь скажу: «А, ладно…»
- Как вы относитесь к современному искусству?
- В Москве огромное количество мест, где ты можешь найти себя. Третьяковская галерея, площадь у Большого театра или Камергерский переулок – по мне это и есть искусство. Есть граффити – это тоже искусство. Мне кажется, то, что город позволяет себя реализовывать, - это здорово. Уже второй год существует фестиваль «Театральный бульвар». Мне нравится, что происходит движение – люди сочиняют, что-то придумывают, творчески реализуют себя. Разве это не площадка для реализации? Я очень много стараюсь посмотреть, даже когда у меня выходной на гастролях, я иду в театры, на выставки. Обожаю! Недавно у нас были гастроли Ленкома в Питере, и в выходной и пошел в Русский музей на выставку авангарда. Для меня многое открылось, потому что одно дело, когда ты смотришь на живопись в книжке, а совсем другое – в реальности. И вдруг ты понимаешь, что все это 3D было сочинено давно. А вечером я пошел в Театр Комиссаржевской и посмотрел замечательный спектакль «Барон Мюнхгаузен», который меня очень впечатлил А во время отпуска посмотрел потрясающий моноспектакль Иры Горбачевой - какая энергия! Сходил и на рок-концерт Дианы Арбениной… Я не просто люблю смотреть, мне это надо, потому что ты в этот момент начинаешь учиться, «воровать». Смотришь и думаешь: «Ух ты, как круто! Как она это делает?» Потому что в собственном варенье вариться не очень интересно…
- Знаю, что вы настраиваетесь на спектакль с помощью классической композиции. Почему именно «Болеро» Равеля?
- Там есть ритм. Для меня это ритм наращивания мышцы. Ты за 14 минут начинаешь крепнуть, потому что музыка – это все. С самого утра и до позднего вечера она должна звучать у тебя в голове. Что сделал с Плисецкой Бежар? Вот этот подъем солнца. Оно встает, и так зарождается мир, так зарождается природа. Была планета без воды и вдруг появляется земля, деревья, рыбы, люди. И ты готов.
- Максим, позволю себе напоследок процитировать ваши стихи:
Этот мир – всего пара строк,
Лишь мгновенье, и все же уверен,
Прочитали меня только вы.
Бесконечно люблю, ваш Аверин».
- Сейчас выходит книга, но я сразу предупрежу, чтобы не думали, что я этим занимаюсь. Это такие подарки моих друзей. Потому что я абсолютно непоследователен. Ничего не собираю, пишу, где-то это валяется, потом находится, и, оказывается, это я написал. Фотографии, архивы, которые ведет мой директор – он решил это все собрать, систематизировать и выпустил двухтомник. Я ему сказал: «Коль, двухтомник – как-то нескромно». Потому что я все еще подающий надежды, понимаете? А другой мой друг решил составить книжку с моими стихами, сделал фотосессию.. А я просто работал, И уж точно у меня не было такого: «Оставить поколениям». Ерунда всё это. И вот сейчас мне дико неловко, страшно, когда все это вышло. Ну, мне тут проще, потому что это они придумали, а я к этому не имею отношения, даже не смотрел верстки.
- А я видела, материал получился замечательным! Максим, расскажите, пожалуйста, как сочиняются ваши стихи?
- Это зарифмованные мысли. Я не считаю себя поэтом. Потому что поэт – это профессия. Я могу год ничего не писать, а потом раз – и вдруг открывается какой-то шлюз, и вот оно идет, идет, идет, и я начинаю что-то рифмовать. Иногда мне нравится, иногда перечитываю и думаю: «Какая ерунда! Какой ужас!» И потом, я же имею дело со словом. Трудно, когда ты читал Пушкина, называть это стихами. Я их называю стихульки. Вообще, несмотря на то, что произвожу впечатление самоуверенного человека, я, наверное, абсолютно неуверенный человек. Уверенный только там (показывает на сцену – прим.авт.), там лучший мой ракурс в жизни. Потому что там я счастлив, там я любим, там я могу все своим мысли, переживания, радость – могу все там реализовывать. И там, наверное, лучшее, что произошло в моей жизни.
В 12-м номере читайте о судьбе сестры Наталии Гончаровой Екатерины, о жизни и творчестве поэта Якова Полонского, об одной из неразрешенных загадок ХХ века – гибели автора «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, о медицинском препарате, изобретенном супругом Веры Мухиной Алексеем Замковым, новый исторический детектив Натальи Рожковой «Расследования поручика Прошина и многое другое.
Новейшие технологии российских ученых
К 100-летию ВЛКСМ