Майор Вихрь

Юлиан Семенов| опубликовано в номере №948, ноябрь 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сколько ни смотрись в зеркало, пытаясь определить свое спортивное призвание, ни до чего не досмотришься. Нужна система отбора, научно обоснованная система тестов, которая в руках тренера поможет подлинному поиску подлинных талантов и избавит неспособных от разочарований.

ВЫ СПРОСИТЕ, КУДА ЖЕ ДЕТЬСЯ НЕСПОСОБНЫМ? ТУТ ОТВЕТ ЛЕГКИЙ. АВТОР УБЕЖДЕН, ЧТО СПОРТИВНО БЕЗДАРНЫХ ИНДИВИДУУМОВ НЕ СУЩЕСТВУЕТ ВООБЩЕ. И НЕУДАЧНИК-ЛЕГКОАТЛЕТ СМОЖЕТ СТАТЬ ЧЕМПИОНОМ-БОРЦОМ.

Раздел второй — о тех, для кого талант оказался не палочкой-выручалочкой, а палкой-погонялкой

Древнегреческая колесница катилась по земле ничуть не медленнее, нежели, допустим, карета, в которой путешествовал царь Петр Первый. Смешной теперь для нашего глаза автомобиль — самодвижущаяся коляска — был не быстрее, а лишь современнее извозчичьей кобылки. Дальше пошло по нарастающей, и вот уже читаем в газетах: автогонщики-профессионалы ставят рекорды скорости порядка девятисот с лишним километров в час. То же и в спорте. В конце сороковых годов Юрий Илясов долго и безуспешно штурмовал в прыжках в высоту рекордный двухметровый рубеж, а ныне 2.20 нас не слишком удивляют. И тяжелоатлеты, глядишь, через год-другой перешагнут сумму троеборья в 600 килограммов, тогда как 500 килограммов Пауля Андерсона казались нам десяток лет назад пределом человеческих возможностей. И вообще с пределами все неясно: где они, эти пределы?

Однако потенциальные физические возможности человека все-таки не безграничны. И самый совершенный тренинг не чудодействен. Ищутся, ищутся дороги и чуду. Одна из них, модная ныне, — выдвижение молодежи, замена ветеранов птенцами без роду, без племени — словом, омоложение спортивных рядов. Вправду, чем раньше начать тренировать детей, тем быстрее достигнут они спортивных высот. Представители же некоторых видов спорта решают еще радикальнее: «В детском организме есть качества, свойственные лишь ему и уходящие с возрастом. Давайте пользоваться, пока не поздно».

Когда речь заходит о плавании, о фигурном катании, теперь уже о гимнастике, порой трудно бывает понять, на каких соревнованиях ты присутствуешь — на взрослых или детских. 13-летние рекордсмены и рекордсменки, 15-летние чемпионки — все это сегодня для нас обычное дело.

...Людмила Иевлева, Сергей Солнцев, Алдона Масколюнайте, Андрей Бедукадзе. Знакомы ли вам эти спортсмены? Может быть, немногим — заядлым любителям легкой атлетики. А лет семь-восемь назад они были победителями всесоюзных школьных спартакиад, подавали огромные надежды и чудились уже в рядах будущих олимпийцев. Что же случилось?

Тбилисская школьница Люда Иевлева — бегунья, барьеристка, прыгунья — к лету 1959 года провела два очень напряженных сезона, выступая вместе с однолетками и во взрослых соревнованиях. И вот спартакиада школьников. Люда выступает в барьерном беге и в пятиборье. Итого, шесть видов сразу. Выступает, завоевывает для команды победные очки, которые особенно нужны и драгоценны, поскольку в тот год проходила еще Спартакиада народов СССР, и суммы, добытые в школьных состязаниях, шли в общий баланс спортивной делегации республики. Видя такую ревностность и удачливость Люды, тренеры решают заявить ее и в прыжках в длину. Были, правда, опасения, что это может плохо кончиться, что ни мышцы, ни нервы девушки не выдержат сверхнагрузки. Но командные расчеты взяли верх. Иевлева прыгнула и получила тяжелую травму, после которой, пролечившись год с лишним, так и не смогла добиться того, на что была способна.

Истории остальных названных мною не столь печальны. Просто ребята раньше времени набегались и напрыгались, просто спорт, став обременительной и скучной обязанностью, утратил для них вкус, и они легко его покинули.

Кто же виноват? Иной тренер скажет: «Мучаешься, мучаешься, недоедаешь, недосыпаешь, ждешь, что годам к 17 — 18 вырастет у тебя чемпион и рекордсмен, а глядь — нацепил парень мастерский значок, поступил в институт (со значком оно полегче, чего там скрывать!), и прости-прощай ежедневные тренировки. Некогда да и неохота. При нынешних же темпах развития спорта день потерял — год не догонишь. Нет, лучше я пораньше с человеком заниматься начну и к семнадцати все от него возьму, что он может и способен дать...»

Тренер по-своему прав. Но лишь по-своему. Не сам ли тренер виноват в том, что веселое дело — спорт — превратилось для юного человека в «палку-погонялку»? Хорошо известно: радость, азарт, задор помогают показывать высокие результаты, и они же сохраняют людей в спорте, препятствуют преждевременному отсеву. Попробуйте-ка пробежать пять километров по дорожке пустого стадиона в жару, под унылые окрики уставшего тренера, и те же пять — в лесу, на берегу реки. Попробуйте-ка изо дня в день говорить и думать только о минутах и секундах, метрах и километрах...

ОБСТАНОВКА В СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ ДОЛЖНА БЫТЬ ТАКОЙ, ЧТОБЫ НЕ ХОТЕЛОСЬ ОТТУДА УДРАТЬ КУДА ГЛАЗА ГЛЯДЯТ. РЕБЯТА ТЕРПЕТЬ НЕ МОГУТ СКУКИ, ОДНООБРАЗИЯ, ПРИНУДИЛОВКИ.

Раздел третий, повествующий о том, в чем повинна не секундная, а часовая стрелка

Юрий Климов мог бы стать выдающимся бадминтонистом. Его манера игры (мягкая, пластичная, богатая неожиданными тактическими ходами и остроумными финтами), его физические данные, позволяющие вести такую игру (кошачья гибкость, раскованность, совершенная двигательная реакция), — все превосходно. Однако Климов вряд ли станет бадминтонистом мирового класса. Потому что уровень отечественного бадминтона сегодня, когда Климову случилось попасть в спорт, неизмеримо далек от мировых стандартов, потому что игра эта в нашей стране переживает пору детства.

Последний чемпионат мира по футболу еще в памяти. Глядя на экран телевизора, болельщик с давним стажем нет-нет да и говорил соседу: «Эх, был бы в нашей команде Федотов. Или Бобров...» Действительно же, эти гиганты футбольного прошлого были великолепны, и не только сами по себе. Они в какой-то степени предвосхитили дальнейшее развитие игровой стратегии, образовав на острие атак тот самый сдвоенный центр, который характерен для современных тактических систем. Никто не виноват в том, что в пору расцвета их мастерства наш футбол еще не вышел всерьез на международную арену. Никто, кроме времени. А с него — вы сами понимаете — взятки гладки.

Вот еще парадокс времени, более обидный. Лет пять назад в советской женской гимнастике была первая сборная, представленная созвездием имен: Латынина, Астахова, Муратова, Манина. Как и положено, существовал ближний, самый непосредственный резерв: Тяжелова, Лабунец, Волчецкая, Ниношвили и другие. И вдруг все сломалось. По «Гамлету» — «распалась связь времен». На арену вышли 15 — 16-летние девочки, то есть те, кто, согласно спортивной и жизненной логике, должны бы оставаться резервом резерва. Звено же 20-летних выпало, отцвело в спорте, не успев расцвести.

Мне думается, «вариант выпавшего звена» объясняется так: к середине 60-х годов в мировой гимнастике произошла резкая и стремительная ломка. Выросла сложность комбинаций, вырос темп, изменился в связи с этим и композиционный рисунок. И для тренеров оказалось легче учить, чем переучивать. Им понадобилась, образно говоря, чистая бумага. Для талантливой Наташи Кучинской все было внове, а привычную технику столь же, быть может, способной, но более взрослой и опытной Лиды Лабунец надо было переламывать. Так возраст 21 — 23 года стал в сегодняшней женской гимнастике возрастом несбывшихся надежд.

Можно ли было предотвратить эту, видимо, маленькую в истории спорта, но большую, когда идет речь о людских судьбах, катастрофу? Думаю, да. Ведь будущие качественные изменения назревают количественно на наших глазах. И я убежден, что гимнастической, к примеру, моде еще не раз предстоит сменить покрой и фасон, что на смену нынешнему модерну, вполне возможно, придет прежняя классическая плавность.

ТРЕНЕРЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ХОТЬ НЕМНОГО ПРОВИДЦАМИ И СООТВЕТСТВЕННО РАСТИТЬ УЧЕНИКОВ.

Раздел четвертый — самый главный — о виновнике № 1

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены