– Слишком молод. Не справится.
И заместителем начальника цеха был назначен специалист без высшего образования. Я не могу усомниться в деловых качествах нового работника и не склонен делать сейчас далеко идущих выводов. Но факты остаются фактами: в дни моего пребывания в Краснодаре одиннадцатый цех по-прежнему выпускал две трети месячной продукции в последней декаде.
К этому хочется добавить всего лишь одну цифру: 126 молодых специалистов на ЗИЛе используются не по специальности.
Когда станок большой мощности работает вполсилы – это прямой убыток предприятию. Бели же специалист – будь он инженер, техник или квалифицированный токарь – используется ниже своих возможностей, это убыток не только предприятию, государству, но и самому человеку. Не превратятся ли знания, лежащие без использования, в бесполезную труху, подобно зерну тщеславного скупца из кубанской притчи?
Разные условия, разные люди. Разные и предприятия: сравнительно небольшой компрессорный завод и пользующийся мировой известностью гигант ЗИП.
Разумеется, я допустил некоторую условность, выделив только одну сторону дела, а именно: вопрос о знаниях и разрядах. Но ведь есть и другие точки зрения. В частности, позиция отдела труда и зарплаты ЗИЛа в отношении молодых контролеров цеха № 4 противоречит существующим правилам, по которым контролер должен иметь разряд, равный разряду рабочего, продукцию которого он проверяет. Разряд рабочих в цехе № 4 – в среднем третий, разряд же контролеров – первый.
Следует отметить еще одну сторону, общую для всех описанных случаев, – позицию заводских комсомольских организаций.
Поинтересовался ли комитет комсомола истинной причиной увольнения Леонида Бурака? Нет. Помог ли комитет комсомола Петру Шесту? Нет. Вмешались ли, наконец, активисты ЗИПа в конфликт между комсомолками-контролерами и администрацией? Нет.
Поддержал ли заводской комитет комсомола кандидатуру молодого специалиста Анатолия Склярчука, помог ли ему занять место, на которое он имел все основания?
– Нет, мы ничего об этом не знали, – говорит заместитель секретаря комитета комсомола Олег Савримович.
Ну, а кто же должен быть тогда в курсе этих дел? Кто должен защищать права молодежи?
На мой вопрос ответил парнишка, находившийся в комнате комитета:
– Да что вы все о разрядах, о росте! Ведь это не главное. Есть задачи и поважнее, первая из них – производство, технический прогресс.
А что думают об этом командиры производства?
«Нецелесообразно затрачивать лишние деньги. Производству невыгодно» – таково мнение начальника отдела труда и зарплаты ЗИПа.
«Нет возможности правильно оценить труд Петра Шоста», – разводит руками начальник цеха компрессорного завода тов. Зеленский.
Итак, вырисовывается некое противоречие между знаниями, профессиональным умением молодого человека и той работой, которую ои выполняет. Получается, что на пути творческого роста становится штатное расписание, которое никак не могут осилить ни комитет ВЛКСМ, ни администрация.
В чем же дело?
Мы говорим: молодежь должна учиться, без знаний невозможно участвовать в построении коммунизма. Но знания нужны не просто для пополнения эрудиции молодого рабочего. Они должны стать подспорьем в его повседневном труде.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
История, рассказанная офицером пограничных войск