Яркое осеннее солнце залило широкие улицы, парки, дворцы Пекина Мы идём по одной из центральных магистралей города. На перекрёстке высится арка с лозунгами, прославляющими Коммунистическую партию и Народно - освободительную армию.
Вдруг по лицу нашей спутницы, переводчицы Лу Сун - хо, пробегает улыбка.
- Смотрите, - говорит она, - вот здесь проходила наша демонстрация. Это было вскоре после капитуляции Японии. Мы несли лозунги: «Вон американцев - пособников японских империалистов!», - останавливали автомашины и писали на них эти лозунги. Прохожие нам аплодировали. Полиция стала в нас стрелять. Все легли на мостовую. Вот видите эту плиту у тротуара, которая немного потрескалась? Рядом с ней я как раз и лежала. Когда стрельба закончилась и демонстрация пошла дальше, вся мостовая была усеяна надписями: «Вон американцев!».
Биография Лу Сун - хо очень характерна для китайского студенчества. В молодёжную организацию, работавшую под руководством Коммунистической партии, она вступила ещё в годы гоминдановского террора, когда училась в университете в Пекине. Раньше Лу Сун - хо лишь догадывалась о существовании организации. Но однажды один из её товарищей предложил ей вступить в подпольную группу.
- Но ведь я так мало знаю и умею, - сказала Лу Сун - хо, боясь, что не справится с заданиями.
- Ничего, мы поможем, - ответил товарищ.
Так Лу Сун - хо стала членом подпольной молодёжной группы. Все поручения она получала от одного товарища и только с ним была связана. Лишь после освобождения она узнала, насколько разветвлённой была организация в университете.
После освобождения Пекина Народно - освободительной армией Лу стала секретарём молодёжной организации на своём факультете. Много времени уходило на общественную работу. Студенты создавали агитбригады и ездили по деревням, разъясняя смысл происходящих в стране событий, помогали проводить аграрную реформу.
Когда американцы напали на Корею, группа Лу Сун - хо получила задание вести пропагандистскую работу на окраине Пекина, в одном из кварталов, заселённом почти сплошь владельцами мелких лавочек, ремесленниками. Обычно группа студентов и студенток образовывала круг посредине улицы, и под мерные удары барабана девушки начинали танцевать. Когда вокруг собирался народ, кто - нибудь из студентов рассказывал о злодеяниях американских агрессоров. Отделение, на котором училась Лу Сун - хо, за проделанную пропагандистскую работу было отмечено как лучшее.
Одновременно студенты много занимались в университете. Надо было овладеть новыми знаниями, изучать марксизм, стать специалистами, нужными стране и народу. Обычно вставали в шесть часов утра, с небольшим перерывом сидели за книгами до десяти часов вечера.
Члены молодёжной организации помогали партии воспитывать студентов преданными сынами и дочерьми родины. В общежитии наиболее политически подготовленных студентов селили с теми, кто ещё не понимал правильно событий, приведших к установлению власти народа.
Лу поселилась с дочерью одного бывшего крупного гоминдановского чиновника. Сознание этой девушки было исковеркано воспитанием в доме отца. Она любила американские фильмы, ей нравились крикливые американские моды.
Девушка держалась в стороне от общественной жизни факультета и явно не одобряла поведения студентов, с энтузиазмом поддерживающих все начинания Коммунистической партии.
- Мы много с ней спорили, - говорит Лу и не без гордости добавляет: - А сейчас она член Ново - демократического союза молодёжи. Когда армия обратилась с призывом вступать добровольцами в её ряды, моя подруга подала заявление.
Летом 1952 года Лу Сун - хо окончила филологический факультет Пекинского университета и была направлена на работу в Китайский комитет защиты мира.
Родители Лу - представители китайской интеллигенции: отец - инженер, мать - художница. Они сразу же примкнули к революции и сейчас работают для народа. Брат её - коммунист, офицер Народно - освободительной армии.
Вся семья Лу живёт тем же, чем и весь новый Китай.
Однако среди китайской молодёжи можно встретить таких юношей и девушек, которые вынуждены были даже порвать со своими семьями, чтобы отдать все свои силы служению народу.
В Китайском комитете защиты мира нас познакомили с двадцатилетней девушкой Чжэн - студенткой отделения русского языка Пекинского университета. Она ещё не прошла полный курс обучения, но так как страна нуждается в кадрах, Чжэн уже сейчас направили на работу.
Её отец при гоминдановском режиме занимал большой пост, брат её и сейчас - один из самых крупных капиталистов Тяньцзиня. Чжэн ушла из своей семьи, не хочет брать деньги у брата и вместе со своими товарищами живёт в общежитии.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.