Литературная комсомолия начинает свою историю на кипящих колонках юношеской печати, в борьбе, в работе...
Днепропетровск - не исключение. Вот отчего имена поэтов «первого призыва» Голодного, Светлова и других крепко связаны с нашей организацией. Как говорит Голодный: На знаменах Днепропетровска Вышиты мои стихи...
Творчество «первого призыва» - это во многом история чувств, чаяний, устремлений тогдашней комсомолии. Мы хорошо понимаем, что иначе и быть не могло. Литературный Днепропетровск прежде всего характерен «молодежной окраской».
Оттого ли, что Днепропетровск соединил в себе тяжелую индустрию и культурную отсталость, оттого ли, что комсомол стоял в стороне от руководства литературой, но, взлетев группой и журналом «Молодая Кузница», кривая роста комсомольских литературных сил начала стремительно падать.
Последующие года прошли под знаком «Пролеткульта». Но умер и «Пролеткульт». Время, время! Оно неслось, требовало, сметало, а «Пролеткульт» плелся, отбивался от жизни лирическими стихозами, и он умер - пролеткульт.
Это так естественно! Но будет нечестно, если не отметить, что все - таки именно «Пролеткульт» подготовил и закалил ядро «второго призыва» - хороших и крепких парней с заводов, которые потом доказали, что они умеют «взять суть за холку», драться и учиться, работать и организовывать...
У каменных ворот, где многоцветие вывесок, небольшая жестянка:
Библиотека АРРП
(Ассоциация рус. рев. писателей) Правление в Киеве
Гнездовье врагов. Дворянчики. Нэпманские сыночки. Здесь собираются вечерами, здесь читают гимназические стишки, достойные альбомов, стишки о «любимых», о «красных цветках», о «втором походе желтой расы на Европу», отсюда вдрызг пьяные уходили враги и захватывали клубные сцены.
Но часы «писателей» АРРП были сосчитаны. Литгруппа «Комсомолия» (о которой ниже) и газета «Звезда» забили тревогу. Началась борьба, АРРП расшифровали. Разрушили. Вытягивали товарищей, по ошибке попавших в болото богемы и «золотой молодежи». Наконец осенью 1928 г. АРРП благополучно издох.
Но четыре строки, написанные аррповским поэтишкой Марком Шехтером на книге «Марксизм и критика», мы крепко зарубили в памяти:
Прими, бесценный мой пиитик,
то, что теперь дешевле клизм,
прими и знай, что в дебри критик
пролез рогатый зверь - марксизм...
Шехтеры обнаглели. Следим зорко - врагу не сдобровать.
В 3-м номере читайте о трагической судьбе одной из фавориток Петра I Марии Гамильтон, о бабушке Лермонтова Елизавете Алексеевне Арсеньевой, о жизни и творчестве замечательной советской актрисы Тамары Федоровны Макаровой, о первой женщине, ставшей почетным доктором Российской истории Александре Яковлевне Ефименко, о большой, бескорыстной и самоотверженной любви между декабристом Иваном Анненковым и француженкой Полиной Гебль, иронический детектив Ольги Степновой «Вселенский стриптиз» и многое другое.