«Безработица, невыносимые жизненные условия, дискриминация в сфере образования, бедственное положение негритянских гетто — все остается по-прежнему, а конгресс и правительство ограничиваются тривиальными полумерами». Мартин Лютер Кинг.
Об этом не пишет «Америка».
Журнал не рассказывает, как рванул на груди рубаху доведенный до полного отчаяния негр из Детройта, как бил он перед собравшимися журналистами по шрамам, заработанным на фронтах, где он проливал кровь во имя американской родины.
«Я получил эти раны в Германии. Я воевал в Корее. Мне 42 года, и я не могу найти работы...» — кричал он.
Сейчас уже мало кто в Америке верит в то, что «негры происходят от Ноева сына, от Хама, которого проклял бог за неуважение к отцу», или в то, что «они происходили от Каина, почерневшего в наказание за убийство Авеля». С высоких официальных трибун начинают все чаще раздаваться призывы к тому, чтобы разобраться в причинах расовых раздоров, терзающих современное американское общество. Вроде бы что-то делается... Со страниц влиятельных органов печати белых призывают не обращаться к седовласым неграм: «Хелло, бой!» — «Эй, парень!» Но для действительной десегрегации этого все-таки бесконечно мало. «Какой прок от того, что ты имеешь право пообедать в закусочной, если тебе не на что купить котлету!» — говорил Мартин Лютер Кинг.
Негров загоняют в гетто. Им достается самая грязная, неквалифицированная работа. Их не допускают к высшему образованию. А когда они выходят на улицы и заявляют о своих правах, в них стреляют. На подавление расовых волнений в автомобильной столице США Детройте в свое время было брошено, согласно официальной статистике, 10 тысяч национальных гвардейцев и полиции, 5 тысяч солдат парашютнодесантной дивизии «Кричащий орел», воевавшей во Вьетнаме. На них двинули 26 танков, десятки вертолетов... Местные газеты приводили подробности «усмирения» негров: «На одной из улиц солдаты остановили автомобиль и, подойдя вплотную, открыли огонь. Три тела вывалилось из раскрытой двери. Четвертый, раненный, стонал на заднем сиденье автомобиля. «За что! — спросил он у солдат. — Ведь у нас нет никакого оружия, даже перочинного ножа».
«Теперь мы убедились в этом» — таков был ответ солдат... Пулями белые расисты пытаются указать негру на его место — низшее на социальной лестнице, место униженного и оскорбленного. Символом нынешнего положения современного негра в Америке давно стал Гарлем, квартал, расположенный неподалеку от центра Нью-Йорка. На улицах Гарлема днем и ночью раздается душераздирающий вой полицейских сирен, а глядя на обшарпанные, полуразрушенные трущобы, невозможно определить снаружи, есть там жизнь или нет. «Гарлем — это безработица, отчаяние, болезнь», — пишет американский публицист Честер Хаймз.
Жизнь в таких условиях — это своего рода линчевание, линчевание души.
«Америка должна измениться, потому что 23 миллиона ее черных граждан не собираются покорно жить в своем несчастном прошлом. Они покинули долину отчаяния, они нашли силы в борьбе, и, живые или мертвые, они никогда не будут пресмыкаться и ни за что не отступят. Вместе со своими союзниками-белыми они будут потрясать тюремные стены, пока они не рухнут. Америка должна измениться!» Эти прекрасные слова принадлежат Мартину Лютеру Кингу. За них он заплатил собственной жизнью.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Комсомол — стране советов