Лев, наследник «тигра»

А Салуцкий| опубликовано в номере №802, октябрь 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рио-де-Жанейро. В конце 1957 года этот город небоскребов, памятников и футбола встречал московскую команду «Динамо». Мысли почти трехмиллионного населения бразильской столицы вертелись вокруг кожаного мяча. Экспансивные болельщики жаждали сенсаций. И вот в один из вечеров телевизионная компания Рио пригласила к себе в студию советского вратаря Льва Яшина.

«Сенсация! Болельщики проверяют талант русского вратаря! Три пенальти на экранах телевизоров!» - без умолку рекламировал передачу диктор.

А в это время Яшину предложили надеть динамовскую форму и встать в футбольные ворота, расставленные на большой деревянной сцене. Условия были такими: три бразильца бьют по одному пенальти, каждый удар оплачивается денежной премией либо в пользу забившего гол, либо - в двойном размере - в пользу вратаря, если гол не забит.

Штанга!... Выше ворот!... Мяч отбит!...

И Лева оказался собственником двух с половиной тысяч бразильских крузейро. Советский голкипер тут же, в телестудии, передал эти деньги в фонд помощи детям-сиротам и тем самым вызвал удивление и восхищение жителей Рио.

А потом, после южноамериканского турне, радио и газеты второй родины футбола оповестили весь мир о том, что Яшин действительно первоклассный вратарь!

Почетно, но трудно заслужить такую оценку. До нее не долетишь на крыльях таланта. Годы тренировок - вот путь к ней.... Знал ли это раньше Лев

Яшин? Пожалуй, нет. И можно считать, что десять лет назад ему повезло: тренер Аркадий Иванович Чернышев приметил вратаря одной из армейских команд и взял его в московское «Динамо». Все остальное зависело от самого Яшина.

И вот у знаменитого «Тигра» - Алексея Хомича - появился ученик - длинный, худой паренек с угловатыми движениями. Два вратаря стали тренироваться вместе. Младший старался все перенять у старшего, бывал у него дома, ловил каждое замечание. Старший ничего не утаивал. Вместе они разбирали ошибки друг друга, вместе теряли в весе по четыре килограмма за тренировку... Младший не верил в свои силы, но страстно хотел стать настоящим вратарем и готов был два-три часа повторять однообразные упражнения. Старший оценил это. Наконец младший начал делать успехи, но не становился от этого заносчивым. С тем большей охотой продолжал передавать свой опыт старший! По очереди стояли они в тренировочных воротах, выдерживая напряженные трехминутные «раунды», в течение которых пять нападающих тремя мячами беспрестанно били по голу. Сможет вратарь парировать пятнадцать ударов из двадцати - норма, не сможет - значит, сегодня не в форме. Падали до двухсот раз за тренировку. Нападающие учили младшего ловить мяч: если отобьет им в ноги, без жалости «расстреливали» с пяти метров!...

У каждого человека есть свой «конек». Именно на таком «коньке» он скорей всего достигнет совершенства. Однако далеко не всегда удается узнать, в чем твое призвание. Подчас лишь случай помогает человеку найти себя. Так произошло и с Яшиным. Правда, еще с детства любил он стоять в воротах и из него все равно вышел бы неплохой вратарь, но, конечно, не такой, каким мы его знаем. Помог случай: много лет назад, еще во время службы в армии, довелось Льву увидеть болгарского вратаря Соколова, игра которого была целиком построена на выходах из ворот. Это был как бы толчок. Подсознательно, почти не рассуждая, Лева сразу понял, что создан именно для такой тактики, что он должен играть так. Не только так, но и так!

Чувства не обманули Льва. Но когда молодой вратарь стал подражать Соколову, результаты были плачевными. Плачевными в полном смысле слова: Лева плакал. Еще бы, в первом же матче за основной состав вратарь противника забил ему гол! Пусть матч был товарищеский - со сталинградским «Торпедо». Это не смягчало ошибки. После той памятной игры стало ясно: одной техники и тактики мало. Надо иметь хорошую психологическую подготовку, научиться вести себя на поле, перед зрителями.

Да, были слезы, было отчаяние. После трех лет игры в динамовском дубле были насмешливые крики зрителей: «Не скачи, как блоха!» И еще что-то в этом роде. Болельщики, привыкшие видеть Хомича только во вратарской площадке, не сразу признали новую тактику. И именно тогда под первые, пускай недовольные крики зрителей по-настоящему и родился вратарь Лев Яшин. Лев сменил «Тигра».

Закрепившись в основном составе «Динамо», Лева не пропускал ни одной игры первенства, считая, что лучшей тренировкой является настоящий матч. И с каждой новой игрой набирался опыта. А насколько ценным и необходимым может быть накопленный опыт, показал олимпийский турнир в Мельбурне, на который Лев Яшин был заявлен как первый вратарь сборной команды Советского Союза.

... Подходил к концу матч СССР - Индонезия. Советские футболисты никак не могли пробить «бетон» противника. Счет был 0: 0. И вдруг за три минуты до финального свистка нападающий индонезийцев выходит один на один с Яшиным. Стадион оцепенел. Чьи-то сердца сжались в испуге, другие радостно екнули. Что предпримет вратарь? И Лева в трудной обстановке выбрал верный план: оставил ворота, выбежал далеко за пределы штрафной площадки и, на какое-то мгновение опередив противника, успел отбить мяч ногой...

Не менее ответственным испытанием был для Яшина футбольный чемпионат мира в Швеции. Это была проверка техники, тактики, силы воли. Там, на гетеборгском стадионе «Нью Улеви», Яшин снял мяч с ноги центрального нападающего сборной Англии Кевана, но его бутса угодила в лицо вратарю. Нокаут! Сбежались игроки, судьи, врачи. Сможет ли голкипер продолжать игру? Ведь по правилам чемпионата замена не разрешена... И через несколько минут Яшин вновь занял свое место. Как складывалась потом игра, что происходило на поле, он не помнил, двигался бессознательно... А уже в раздевалке, сняв бутсы и гетры, неожиданно спросил у товарищей, с каким счетом окончился матч. Один из бразильских журналов писал тогда, что русский вратарь является величайшим голкипером мира, которого можно сравнить только с «божественным» Заморой.

И, наконец, триумф – Кубок Европы! Но прежде чем рассказывать о новом спортивном подвиге Яшина, небесполезно сделать небольшое отступление.

Сборная страны в полную силу готовилась к финальным матчам во Франции. Отрабатывались тактические варианты, каждый футболист стремился обрести наилучшую спортивную форму. А Лева? С ним что-то случилось. Он как-то вдруг потерялся, сбился с игры, и внимательные футболисты сразу отметили его неуверенность в последних календарных матчах первенства.

Время не ждет! Все больше и больше газетных строк уделялось Кубку Европы. О чем бы ни разговаривали футболисты, на уме было одно. Стоит ли говорить, как действовало это на Яшина? Нервы, взвинченные последними неудачами, оказались на пределе.

И вот Марсель. Приветливо встретило спортсменов лазурное Средиземное море. Однако Леве было не до красот природы. Он ждал, боялся, волновался... И надеялся.

Последняя тренировка не принесла облегчения. Тренер Гавриил Дмитриевич Качалин взволнованно ходил за воротами, умоляя:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Три поколения

Ленинград, фабрика «Красный маяк»