Лев Кассиль

П Шкловский| опубликовано в номере №247, июль 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

Я увидел золотую раму. В нее был вправлен чудесно изготовленный ночной зимний ландшафт. Голубое молоко луны заливало панораму. Отлично были скопированы покровские амбары. Стройная водокачка стояла посреди пустынной площади. В крохотных домах горели красные огоньки.

- Похоже? - спросила Клавдия.

- Очень, - сказал я. - Только красивее гораздо, чем в действительности... Кто это сделал?

- Дина это сделала, - смеялась Клавдия, - и тебе обязательно показать велела. Гляди, гляди...

Вдруг я увидел, что через панораму движется миниатюрный извозчик... В ту же минуту игрушечная ночь отпрыгнула назад. Перспектива углублялась. Амбары обрели нормальные масштабы. И я понял, что никакой панорамы нет. Рама была вставлена в большом окне. Окно выходило на площадь. Я смотрел на обыкновенную ночь в настоящем Покровске. Туман скучной действительности пал на Швамбранию. Швамбранская почва ускользала у меня из - под ног. Но в эту минуту я услыхал обидный смех. Я оглянулся. Дина стояла за мной в толпе ребят.

- Ну что? - сказала Дина. - Значит тебе, выходит, золотая рамочка нужна? Тогда и Покровск в Швамбранию превращается. Эх ты!»

Кассиль в своей книге еще не порывает с Швамбранией окончательно. Он слишком привязан к комнатному миру, ее породившему. Он склонен частично амнистировать «грехи» Швамбрания за их мнимую давность.

Но страна Швамбрания живет и для сегодняшних детей. Кассиль нужен и им, он выведет их из нее. И чтобы хорошо выполнить эту задачу, Кассиль должен сам более глубоко и мужественно отвергнуть Швамбранию.

Ошибкой книги являются также включенные в нее анекдоты. Они узнаются и уменьшают ценность книги.

Но это - очень простая чистка для второго издания.

Книга написана превосходным языком, таким языком, которого не замечаешь. Она не возбуждает вопроса о стиле, стиль в ней растворен, подчинен общим законам книги. Эта легкость стиля, его служебность может быть получены Кассилем в наследство от волшебной страны, где умели писать легко, потому что не думали о самом слове.

В книге Кассиля один человек спрашивает у героя книги: «Как пройти в Швамбранию?» Герой ослышался, человек спрашивал, как пройти в штаб армии.

Но, прочитав книгу Кассиля, можно спросить: как уйти из Швамбрании в действительную страну, где делают вещи и где так интересно?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Самоучитель танцев

Необходимое руководство ввиду отсутствия всякого руководства