«1) Дочь Маргариты Васильевны Фофановой, 15 лет, больна тяжелой формой костного туберкулеза. Прошу отправить ее (если окажется необходимым, с матерью) в Ригу, в наш санаторий. Средств, конечно, не имеют».
«2) ...Прошу устроить в показательную школу Наркомпроса Нину Котович-Саммер, 14 лет. Определить ее надо в 1-й класс 2-й ступени».
В. И. Ленин сообщает также, что он хорошо знал и знает родителей этих детей, как людей, преданных большевистскому делу, указывает их адреса.
Спустя несколько дней В. И. Ленину сообщили из бюро секретариата цк РКП(б), что Н. Котович-Саммер устроена «живущей воспитанницей» в опытно-показательную школу Наркомпроса, а первого февраля было принято постановление Секретариата ЦК о направлении дочери М. В. Фофановой для лечения за границу, в случае необходимости с матерью.
«...Уже через много лет, в Ленинском сборнике, прочла я письмо Ленина, с которым он обратился в ЦК партии и о котором я тогда и не подозревала... – вспоминала впоследствии М. В. Фофанова. – Галя моя лечилась, вылечилась, у нее самой теперь трое детей, которые знают, что их мать спас Ленин...»
6 марта Владимир Ильич обращается со следующей запиской к секретарю ВЦИК А. С. Енукидзе: «Если можно, прошу Вас распорядиться насчет ускорения выдачи дров А. И. Елизаровой. С ней живет мой брат, у которого теперь приращение семейства, так что приходится позаботиться о большем тепле».
12 марта Владимир Ильич в статье «О значении воинствующего материализма» сообщает, что недавно молодым коммунистом ему был прислан первый номер за 1922 год журнала «Экономист», издававшегося промышленно - экономическим отделом Русского технического общества в Петрограде. Адресат отозвался чрезвычайно сочувственно об этом издании. В скобках В. И. Ленин замечает, что, вероятно, товарищ не имел времени ознакомиться с его содержанием. «На самом деле, – пишет Владимир Ильич, – журнал является, не знаю насколько сознательно, органом современных крепостников, прикрывающихся, конечно, мантией научности, демократичности и т. п.». И доказывает это на примере помещенной там статьи П. Сорокина. «Социологические» исследования автора не только не отражают реальной картины предпринятых Советской властью мер в области семейных отношений, положения женщины и детей, но более того, можно предположить, что автор преднамеренно искажает правду в угоду реакции и буржуазии.
Подчеркивая необходимость вести войну против подобного рода идейных противников нового строя, Владимир Ильич задается вопросом: «Вероятно, немалая их часть получает у нас даже государственные деньги и состоит на государственной службе для просвещения юношества, хотя для этой цели они годятся не больше, чем заведомые растлители годились бы для роли надзирателей в учебных заведениях для младшего возраста». Статья заканчивается ленинским выражением уверенности в том, что завоевавший власть рабочий класс России научится бороться с «подобными преподавателями и членами ученых обществ».
18 марта Владимир Ильич пишет предисловие к книге И. И. Степанова «Электрификация РСФСР в связи с переходной фазой мирового хозяйства». Рекомендуя эту работу коммунистам, В. И. Ленин высказывает сожаление по поводу того, «...что почти пять лет спустя после завоевания политической власти пролетариатом в его, пролетариата, государственных школах и университетах учат (вернее, развращают) молодежь старые буржуазные ученые старому буржуазному хламу».-Он выдвигает как социальный заказ требование – подготовить учебники «...по всем без изъятия общественным вопросам» и советует, чтобы книгу Степанова «...каждый народный учитель в каждой школе... не только прочел, понял и усвоил сам, мо умел бы пересказывать это просто и понятно ученикам школы и крестьянской молодежи вообще».
На следующий день, 19 марта, В. И. Ленин направляет автору свое предисловие и вновь очень тепло отзывается о книге: «...От этой книги я в восторге».
21 марта Владимиру Ильичу направляет письмо редактор литературно-художественного и научно-публицистического журнала «Красная Новь» А. К. Воронский. Он прилагает к письму второй номер журнала за 1922 год и дает объяснение по существу ленинских замечаний, которые, очевидно, были высказаны накануне. Позднее А. К. Воронский в своих воспоминаниях писал: «Не скрою, что у меня был случай, когда он пожурил меня за помещение воспоминаний о Февральской революции Суханова и за статью Базарова о Шпенглере»...
В начале письма редактор журнала сообщает В. И. Ленину, чем было вызвано помещение данных материалов, а дальше подробнее останавливается еще на одном вопросе, который, как видно, также был предметом его бесед с Владимиром Ильичом. «...Несколько слов о «литературщине», «перегруженности беллетристикой» и пр., – пишет А. К. Воронский. – В противовес «старикам», почти сплошь белогвардейцам и нытикам, я задался целью дать и «вывести» в свет группу молодых беллетристов – наших или близких нам. Такая молодежь есть. Кое-каких результатов я уже добился. Дал Всеволода Иванова – это уже целое литературное событие, ибо он крупный талант и наш. Есть у меня С. А. Семенов, Зуев, Либединский, Н. Никитин, Федин и др. Все это молодежь – самый старый В. Иванов, 27 лет, все они из Красной Армии, из подлинных низов, с красноармейскими звездами. Твердо уверен, что через год-два эта зелень совсем окрепнет и займет места Чириковых и прочих господ, и займет с честью. Против «стариков» я организую молодёжь. Это нужно; обстоятельства складываются так, что беллетристика в ближайшее время будет играть очень большую роль – такие времена. Таланты из низов прямо прут – им только надо дать ходу и сорганизовать идейно. Вот почему я ушел теперь в «литературщину» и почему ей я так много уделяю места... Вот что мне хотелось сказать Вам. Простите за длинное письмо, но я давно собирался о «литературщине» написать Вам».
28 марта Владимир Ильич в заключительном слове по политическому отчету ЦК РКП (б) на XI съезде партии, говоря о необходимости создать новые учебники по общественным дисциплинам, подчеркивал особую важность разрешения этой задачи, так как «основное дело сейчас – воспитание молодого поколения...». И добавлял: «...А его не на чем воспитывать. В самом деле – на чем оно учится общественным наукам? На старом буржуазном хламе. Это – позор! И это тогда, когда у нас сотни марксистских литераторов, которые могут дать учебники по всем общественным вопросам, но не дают потому, что не тем заняты, не. туда устремляются».
В речи затрагивается также вопрос об ошибках, допускаемых рабфаковцами в отношении к профессорско-преподавательскому составу.
«Говорят, – подчеркивает В. И. Ленин, – правильная линия была рабфаков и комячеек, а не тех, которые говорили: «Поосторожнее, поумереннее будьте с этими спецами». Что комячейки есть прекрасные комячейки и рабфаки есть прекрасные рабфаки – это так, но они не застрахованы от ошибок, они не святые.
Да, комячейки есть представители нашей партии, а рабфаки есть представители нашего класса, но что они делают ошибки и мы должны их исправлять, это – азбучная истина. Как тут поправлять, я не знаю, потому что лично в собраниях ЦК, где обсуждался этот вопрос, не участвовал. Но я знаю, что пересол у нас имеется в смысле линии рабфаков и комячеек против профессоров. Но когда ЦК, рассмотрев дело со всех сторон, увидел, что тут был пересол и что по отношению к этим профессорам, чужим, представителям не нашего класса, нужно взять линию поосторожней, тогда является Преображенский, вынимает программу и говорит: никаких политических уступок этому елею, иначе это – нарушение программы.
Если так начать управлять партией, то это приведет нас, наверное, к гибели».
Высказанные В. И. Лениным соображения были вызваны тем обстоятельством, что в связи с назначением 6 апреля 1921 года в Московском высшем техническом училище нового правления и сменой ректора там разразилась своего рода «профессорская забастовка». Положение усугублялось тем, что у комячейки и рабфака училища установились, как писал А. В. Луначарский, прямо-таки «ужасающие отношения с профессурой». ЦК РКП(б)- вынужден был. вмешаться в это дело. 14 апреля 1921 года этот вопрос обсуждался на Политбюро, а спустя пять дней в «Прав де» было опубликовано сообщение, в котором преподавателям МВТУ, прекратившим занятия, был вынесен выговор, указывалось на недопустимость и бестактность по отношению к пролетарской власти таких методов протеста. Одновременно были даны строгие рекомендации комячейкам МВТУ и всех высших учебных заведений установить та кие взаимоотношения с профессурой и беспартийным студенчеством, которые бы способствовали налаживанию нор мального учебного процесса в высшей школе.
19 мая Владимир Ильич в письме Ф. Э. Дзержинскому обращает внимание на журнал «Экономист», издаваемый в Петрограде враждебно настроенной к Советской власти буржуазной технической интеллигенцией. Он настаивает решительно пресечь их пагубное влияние на молодежь. «Это, по-моему, явный центр белогвардейцев, – пишет Владимир Ильич. – В № 3 (только третьем!!! это nota bene!) напечатан на обложке список сотрудников. Это, я думаю, почти все – законнейшие кандидаты на высылку за границу.
Все это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация ее слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих «военных шпионов» изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу». В июне 1922 года журнал «Экономист» был закрыт.
21 мая Владимир Ильич пишет записку наркому здравоохранения Н. А. Семашко: «Еще просьба. Я обещал В. Н. Розанову помочь фельдшерице Грешновой, которая возилась со мной много дней после операции извлечения пули.
Розанов просит дать ей очередной отпуск нынче летом вместе с девочкой сироткой, которая у .нее на руках.
Должно быть, это «вместе» составляет изъятие из правил, не разрешаемое без Вашего приказа?
Будьте любезны, закажите Вашему секретарю справку об этом и черкните мне или поручите черкнуть несколько слов, можете распорядиться на этот счет или нет».
Уже 26 мая Н. А. Семашко сообщил В. И. Ленину о том, что фельдшерица К. М. Грешнова с девочкой в июле поедут отдыхать в Крым. А позднее, в статье «Незабываемый образ», он тепло рассказал подробнее об этом эпизоде: «...Владимир Ильич умел помогать трудящимся не только тогда, когда они просили о помощи, но и тогда, когда скрывали нужду. Он, например, выпытал у ухаживающей за ним фельдшерицы Грешновой, что у нее большое горе: у нее больна туберкулезом дочка, но она боялась отправить девочку на лечение одну, хотела бы поехать с ней. А по общим правилам пребывание родителей в детских санаториях не допускалось...»
В августе Владимир Ильич беседует со студентом Московского института инженеров путей сообщения С. Бузановым. «Владимир Ильич весьма обстоятельно интересовался учебой студентов, – вспоминал тот позднее содержание своего разговора с В. И. Лениным, – их бытом, спрашивал о деталях студенческой жизни, в чем студенты нуждаются, как можно им помочь, о чем спорят на собраниях (в группах, в кружках) и т. д. Может быть, частично в результате этого разговора вскоре студентам была увеличена стипендия за счет наркоматов, командировавших студентов на учебу (хозстипендия), налажено питание в столовых...» В. И. Ленин предложил своему молодому собеседнику тщательно изучить решения VI Всероссийского электротехнического съезда, план ГОЭЛРО, где говорилось также и об электрификации железных дорог. «В переходе на электрическую тягу Владимир Ильич видел будущее железнодорожного транспорта, вот почему он и мне посоветовал, как будущему инженеру-путейцу, заняться этим вопросом», – писал С. Бузанов.
Летом Владимир Ильич беседует в Горках с заведующей отделом охраны материнства и младенчества в голодающем Поволжье Т. Вишневской. Речь шла об организации яслей. В. И. Ленин спросил свою собеседницу:
– Как помогали детям во время голо да? Много ли открыли детских домов для сирот?..
Во время этой беседы Владимир Ильич заметил:
– Детей надо беречь как зеницу ока. Они наше будущее, наше богатство... Самое ценное богатство!
5 сентября Владимир Ильич в письме И. В. Сталину вновь настоятельно рекомендует шире привлекать молодых работников во все комиссариаты. «...Секретариату надо подбирать людей, – пишет он. – По десятку молодежи на каждый комиссариат; для обучения и для выбора «сановников». Систематично и обязательно».
Позднее 10 сентября Владимир Ильич пишет рецензию «Ложка дегтя в бочке меда» на книгу О. А. Ерманского «Научная организация труда и производства и система Тейлора». К достоинствам этой работы Владимир Ильич относит прежде всего то, что автор подробно изложил сущность системы Тейлора, осветив и ее положительную и ее отрицательную стороны. По мнению В. И. Ленина, на первых порах книга эта вполне годится для того, чтобы быть учебником для профшкол и для всех школ 2-й ступени вообще.
6 октября Владимир Ильич направляет приветствие редакции газеты «Путь молодежи» – органу Бауманского рай кома РКСМ столицы. За три дня до этого комсомольцы обращались к Владимиру Ильичу с посланием, в котором говори лось: «Дорогой учитель,, во время твоего отдыха, каждый день, приносивший весточку о твоем здоровье, вносил радость и энергию в наши юные сердца. Твое возвращение мы встречаем с радостью, как и вся Рабочая Россия, как весь мировой пролетариат. Ты отдохнул,. и снова сильный, бодрый вернулся. к рулевому колесу и взял в твердые руки управление величайшим кораблем – коммуной. Мы от лица рабочей молодежи даем тебе наказ: беречь себя во имя счастья рабочих всего мира». Свое письмо Владимиру Ильичу комсомольцы опубликовали в газете «Путь молодежи» 3 октября. Этот номер был передан вождю. Владимир Ильич ответил: «Дорогие друзья! Горячо благодарю вас за привет. Шлю вам, с своей стороны, лучшие приветы и пожелания. Ваш В. Ульянов (Ленин)». Его ответ был опубликован в газете «Путь молодежи» 30 октября 1922 года под заглавием «Владимир Ильич нашей газете».
11 октября Владимир Ильич пишет приветственное письмо пятому Всероссийскому съезду РКСМ. «Дорогие друзья, – обращается он к комсомольцам. – Очень жалею, что не могу лично приветствовать вас. Желаю работам вашего V съезда всякого успеха. Уверен, что молодежь сумеет развиваться так успешно, чтобы ко времени назревания следующего момента мировой револю- • ции оказаться вполне на высоте задачи».
На первом заседании съезда ленинское приветствие было оглашено делегатам. Обращаясь к Владимиру Ильичу, они писали, в свою очередь: «Съезд просит Вас, Владимир Ильич, и твердо надеется на то, что Вы эту просьбу выполните: следить за работой нашего отряда коммунистической армии и помогать ему советами в его трудном деле – коммунистическом воспитании широчайших масс молодежи. Привет славному вождю международного пролетариата. Комсомольская Россия будет всегда готова по Вашему призыву «штурмовать небо»!»
13 октября Владимир Ильич принимает американского художника Оскара Чезаре, который рисует с натуры его портрет. На этом рисунке В. И. Ленин ставит свой автограф на английском языке. Когда Чезаре обращался с просьбой о разрешении ему писать ленинский портрет, он указывал, что «выручка от продажи специального издания литографического оттиска с портрета товарища Ленина, нарисованного мною, пойдет исключительно в фонд помощи голодающим детям в России».
27 октября Владимир Ильич пишет записку заместителю наркома просвещения В. Н. Максимовскому, в которой, ссылаясь на постановление Политбюро ЦК РКП(б) от 26 октября 1922 года о сокращении государственных субсидий Пролеткульту и академическим театрам, рекомендует пересмотреть сметы Наркомпроса, «сократить ненужное» «...для увеличения ассигнований на школы и на ликвидацию безграмотности». «...Знал он и то, что искусство нам нужно и как пропаганда образами, и как отдохновение... – писал позднее А. В. Луначарский. – Знал он, что искусство дает глубокое и высокое наслаждение, глубокий и хороший отдых. Но он знал, что сейчас это менее своевременно и насущно, чем учебник, чем карта, менее важно, чем букварь».
В октябре – ноябре на последних заседаниях Совнаркома и Совета Труда и Обороны, прошедших под председательством Владимира Ильича, неоднократно обсуждались меры, способствующие, более быстрому проведению мелиоративных работ в Муганской степи, необходимых для развития хлопководства в Азербайджане и Армении. Наряду с ассигнованием дополнительных средств, закупкой тракторов, решением многих других практических вопросов В. И. Ленин ставил задачу широкого привлечения к этой работе комсомольцев и молодежи. Зимой 1922/23 года, рассказывал в своих воспоминаниях работник Наркомзема тех 'лет В. 3. Есин,
«набрали 250 – 270 добровольцев, в основном молодежи, и направили их на Мугань поднимать целину. Весной 1923 г. было уже поднято 5000 гектаров целины. Так по заданию В. И. Ленина молодежь Москвы, Ростова-на-Дону и других городов положила начало освоению целинных земель и организации интенсивного сельскохозяйственного производства».
13 ноября Владимир Ильич в докладе на IV конгрессе Коминтерна «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции» говорил: «...Мы должны работать в течение многих лет, чтобы усовершенствовать аппарат, изменить его и привлечь новые силы. Мы это делаем довольно быстрым, может быть слишком быстрым, темпом. Основаны советские школы, рабочие факультеты, несколько сотен тысяч молодых людей учатся, учатся, может быть, слишком быстро, но, во всяком случае, работа началась, и я думаю, что эта работа принесет свои плоды. Если мы будем работать не слишком торопливо, то через несколько лет у нас будет масса молодых людей, способных в корне изменить наш аппарат».
25 ноября Владимир Ильич в письме И. В. Сталину предлагает сократить программу ремонта и строительства военно-морских судов и провести за этот счет дополнительные ассигнования на нужды школы. Политбюро ЦК РКП (б) обсуждало 30 ноября этот вопрос и постановило сократить общую сумму расходов на ремонт судов до восьми миллионов рублей, а сэкономленные средства, согласно предложению В. И. Ленина, ассигновать Наркомпросу.
26 ноября Владимир Ильич в письме делегатам IV Всероссийского съезда союза работников просвещения высказывает пожелание: «...справиться с большой и ответственной задачей, лежащей на вас, – подготовить молодое поколение к строительству новой жизни».
4 декабря Владимир Ильич направляет послание Делегатам Ш конгресса Коммунистического Интернационала молодежи.
В Большом театре 121 делегат конгресса и более чем две тысячи юношей и девушек Москвы бурной овацией встретили слова своего вождя: «Дорогие товарищи! Сожалею, что не могу приветствовать вас лично. Шлю вам' самые лучшие пожелания успеха в вашей работе. Надеюсь, что, несмотря на высокое звание, вы не забудете самого главного – необходимости деловым образом двинуть вперед подготовку молодежи и ученье».
6 декабря Владимир Ильич поручает Л. А. Фотиевой запросить для него сведения о количестве хлеба, необходимого для обеспечения учащихся и учителей всех школ.
6 или 7 декабря Владимир Ильич пишет дополнения «К проекту постановления Политбюро ЦК РКП (б) по докладу комиссии Госснабжения». «Обеспечить сверх приведенного расчета полностью потребность в хлебе всех школ, как учащих, так и учащихся... – подчеркивает он, – рассчитать, какая именно сумма хлеба для этого должна быть отложе на...
Добавить еще на расходы на школы 1 миллион рублей золотом».
Ленинское предложение вошло в постановление Политбюро ЦК РКП(б) от 7 декабря 1922 года, которым Совнаркому предлагалось ассигновать Наркомпросу два миллиона рублей золотом из средств, сэкономленных по судоремонтной программе.
7 декабря Владимир Ильич поручает Л. А. Фотиевой запросить у сотрудницы Наркомпроса В. Н. Яковлевой о работе комиссии, назначенной Политбюро для подготовки данных об обеспечении хлебом учащихся и учителей школ.
В конце года Владимир Ильич в записке к А. И. Ульяновой-Елизаровой просит проследить, чтобы ее приемный сын, шестнадцатилетний Г. Лозгачев, быстро прочитал книгу, которую необходимо вернуть тотчас же в библиотеку Социалистической Академии. В тоне ленинской записки звучит искренняя обеспокоенность, вызванная тем, что нарушается установленный порядок пользования библиотечной книгой.
Он пишет: «Дорогая Анюта! Вышло вот что:
Оказалось, что книга эта из «Соц. Академии», откуда книги запрещено давать на дом.
Для меня сделали исключение!
Вышло неловко, – по вине моей, конечно. Надо теперь особенно строго присмотреть за тем, чтобы Гора быстро, и дома книгу прочел и вернул.
Если надо, я могу поручить поискать в другом месте, – чтобы книгу эту мне достали в собственность».
2 января Владимир Ильич пишет статью «Странички из дневника», которая спустя два дня была опубликована «Правдой». Каждую строку статьи пронизывает ленинская обеспокоенность тем, что работа в области народного образования ведется в республике пока недостаточно эффективно. Важно поднять на должную высоту авторитет народного учителя, надо вводить повсюду более жесткую экономию средств, чтобы «передвинуть весь наш государственный бюджет в сторону удовлетворения в первую голову потребностей первоначального народного образования». Коснувшись положения дел в Наркомпросе и Главпрофобре; Владимир Ильич резко критикует ведомственное тяготение к излишнему раздуванию штатов. Так, он пишет: «Далеко не все в Главпрофобре оправдывается законным желанием поднять сначала и придать практическое направление образованию нашей фабрично-заводской молодежи. Если просмотреть внимательно штаты Главпрофобра, в них многое и многое окажется вздутым и фиктивным с этой точки зрения, подлежащим закрытию».
2 марта в статье «Лучше меньше, да лучше» Владимир Ильич адресует молодым людям еще один важный совет. Говоря о развитии культурного строительства в стране, он особо подчеркивает: «В вопросах культуры торопливость и размашистость вреднее всего. Это многим из наших юных литераторов и коммунистов следовало бы намотать себе хорошенечко на ус».
5 апреля делегаты VII съезда Коммунистического союза молодежи Германии, состоявшегося в Хемнице, обращались к Владимиру Ильичу со следующим посланием:
«Дорогой товарищ Ленин! С глубоким беспокойством мы следим за ходом твоей болезни. Теперь мы работаем и боремся в надежде увидеть тебя скоро здоровым и бодрым во главе борющегося рабочего класса всего мира.
Нам, рабочей молодежи Германии, предстоят тяжелые испытания. Борьба против нагло поднимающего всюду свою голову фашизма и мобилизация пролетарской молодежи против своего порабощения требуют всех наших юных боевых сил. Но. в нашей борьбе мы учимся отвечать ударами на удары врага. Наш дух поддерживается следующей мыслью: -
«Привлечь рабочую молодежь на свою сторону, под наши знамена, под знамена мировой революции, передового боевого авангарда рабочего класса
Германии и воспитать ее для грядущей последней битвы с капитализмом».
В твердом убеждении, что наши успехи послужат великой цели, которой ты нас научил, мы обещаем удесятерить нашу энергию и нашу волю на пути через борьбу к победе».
В мае Владимир Ильич получает подарки, сделанные руками пионеров Вятки. Выступая на П Всероссийском съезде по ликвидации безграмотности, делегат от Вятской губернской дружины юных пионеров рассказывал об этих подарках: «Вот эта работа тоже сделана детьми детского дома имени дорогого нам Ленина – сандалии, сапожки и туфельки. Вот эта картина сделана нашей седьмой группой пионеров детского дома имени Крупской... Вот эта стенная газета детского дома при школьном городке издана самими детьми, они просят, чтобы эта газета висела в кабинете Ленина и всегда напоминала ему, как хорошо живут пролетарские дети. Мы очень просим президиум съезда передать все эти вещи». Вскоре Надежда Константиновна Крупская ответила ребятам: «Большое спасибо за привет. Картину повешу у себя в комнате, а газету – у Владимира Ильича».
Из воспоминаний Н. К. Крупской известны и другие подробности: «...Пионерь Вятки, родины Сергея Мироновича Кирова, прислали в Горки Владимиру Ильичу, тогда уже тяжело больному, свои первые пионерские подарки – рисунки, цветы, разные поделки.
Я поставила их в большой комнате верхнего этажа рядом с комнатой Ильича, и Ильич, когда проходил мимо, взглянет, бывало, на них и улыбнется. Очень хотелось ему, чтобы наши советские ребята выросли в сознательных коммунистов, в умелых, убежденных строителей социализма».
В декабре 1923 года – первой половине января 1924 года, находясь в Горках, тяжело больной Владимир Ильич с большим интересом смотрит через проекционный киноаппарат специальный хроникальный выпуск «Международный день молодежи».
7 января, несмотря на тяжелый недуг, Владимир Ильич присутствует на новогоднем ребячьем празднике в Горках. «По его желанию была устроена большая нарядная елка для крестьянских детей окрестных деревень, – вспоминала Л. А. Фотиева. – Владимир Ильич ласково улыбался, сидя в кресле и любуясь радостью ребят»т
Их собралось человек десять – двенадцать. Они водили хоровод, пели не только детские, но и революционные песни «Варшавянку», «Мы кузнецы». В конце праздника вместе с Владимиром Ильичем смотрели веселый фильм.
Перечитываешь документ за документом и воочию убеждаешься в том, насколько близко к сердцу принимал вождь революции все, что касалось жизни, борьбы, учебы молодого поколения, как глубоко верил он в творческие силы «кипящей, бурлящей, ищущей молодежи». Каждый раз ловишь себя на мысли, что ленинские слова обращены и к тебе, ко всем твоим ровесникам, перед кем партия открывает новые горизонты созидания, революционного преобразования в технике, науке,- экономике, на стройках пятилетки.
День ото дня растут масштабы дел, планов советских людей, своим самоотверженным трудом строящих коммунистическое общество. И чтобы быть на уровне этих исторических задач, молодым современникам важно помнить всегда ленинское предупреждение – не забывать главного: двигать вперед подготовку молодежи и ученье.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.