Легенда о Фергюсоне

А С Грин| опубликовано в номере №99, апрель 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

Раскрылось второе окно, и показался раздраженный бюст самостоятельной девицы средних лет; она твердо сказала:

- Вы должны найти работу! Дачежин! Все должны работать, а не попрошайничать!

С террасы приплелся доктор.

- Нет ли еще чего - нибудь? - спросил он, зевая.

- Едва ли вы назовете «чем - нибудь» скалу в двадцать тысяч пудов, сброшенную Фергюсоном, - с достоинством произнес Горький Сироп, - редкую качающуюся скалу, которую он обрушил на притон бандитов Утлемана?! Она в двух милях отсюда. След могучих рук Фергюсона навеки врезался в камень. Можно различить снимок его пальцев.

- Папа, я хочу видеть скалу, - заявила Рой.

- Вы выразили разумное желание, мисс, - сказал Горький Сироп. - Внушительное незабываемое зрелище!

Инженер не противоречил девушке. Достаточно, что она хотела видеть скалу.

Погода стояла отличная. Уговорили ехать Мастакаров, доктора; пьяный джентльмен пришел сам. Самостоятельная девица резко отошла от окна и больше не показывалась. Хозяин гостиницы доставил поместительный старый автомобиль, куда все и уселись. Горький Сироп, сдвинув колени, чтобы не задеть кого - нибудь и тем не уменьшить свой гонорар, рассказывал, прикладывая руку к груди:

- Фергюсон был - таинственная и благородная личность. Ростом семь футов, красивый, как Юпитер, с глазами, обжигавшими каждого, кто приближался к нему. Его голос звучал, как корнета пистон. Его черные усы и такая же борода... вились, как шелк. Его лицо было бело, как мрамор. Он жил в лесу, за Таулокской горой. Никто не знал, что он делает. Говорили, что он был несчастен в своей великой любви к дочери одного... гм... инженера. Каждый день он ходил на Таулокскую гору и слегка поддавал скалу, утоляя свое неутешное сердце, ее неистовыми раскачиваниями. И вот он узнал, что Утлеман собирается ограбить и убить переселенцев. Тогда герой взошел на гору и ночью, когда бандиты спали в своем лесном доме, послал им вечную печать молчания. Сто двадцать человек было убито, а пятеро сошли с ума и их поймали.

Доктор лениво улыбался; инженер хохотал, братья Мастакары слушали и соображали, не предложить ли целлулоидной фирме изобразить на гребенках Фергюсона, толкающего скалу.

Наконец, приехали к месту, где лежала скала, и вылезли из автомобиля. Пройдя немного пешком, путешественники увидели огромный камень неправильной ромбической формы, лежавший среди деревьев, как серый дом без окон и дверей.

- Не поздоровится от такой штуки, - сказал Джон Мастакар.

- Покажите отпечатки пальцев! - потребовала Рой у Горького Сиропа.

- Они с нижней стороны, так что их не видать, - заявил прохвост.

Доктор лениво созерцал скалу, соображая, сколько ампутаций мог бы он произвести у ста двадцати человек.

В это время подошел маленький, спокойный старик, очень дряхлый, но с проницательными живыми глазами.

- Толкуете о Фергюсоне? - обратился он к компании. - Что - то вам Сироп врет. Дело в том, что я знал этого Фергюсона, но, хоть убей, это делу не помогает. Даже обидно. Я его знал, когда мне было одиннадцать лет. Впрочем, если...

- Отчего же, скажите... - протянул пьяный джентльмен.

- Я стоял у лавки, - продолжал старик, - а он вышел оттуда и сказал: «Хочешь пряник?» - я сказал: «Да». Взял пряник и съел. Ну, он жил около болота, этот ваш Фергюсон, и промышлял тем, что хлопотал в суде о земельных участках. Разбойники, действительно, были, только дальше отсюда, у Котомахи. Фергюсон был заика, болезненный человек, малого роста. Я ему полюбился, и он брал меня с собой на прогулки: бывало, мы с ним качали эту скалу. Но ее качнуть не труднее было, чем большую лодку. Вот он мне и говорит как - то: «Надоела дурацкая скала!» В ту же ночь ее штормом ударило об откос - верхним краем, должно быть, - основание сползло, и устойчивое равновесие нарушилось. Она, конечно, упала и раздавила двух коров, которые там внизу задумались, - знаете, эти коровы... стоят и жуют. Теперь мне даже смешно, как все это переиначили.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Лето и воля

Как отдыхать и как путешествовать