Кровавая графиня

Денис Логинов| опубликовано в номере №1731, январь 2009
  • В закладки
  • Вставить в блог

Елизавета Батори

По одной из версий, на ирландского писателя Брэма Стокера во время работы над «Дракулой» оказали влияние страшные истории о Елизавете Батори, прозванной за свою жестокость «Кровавой графиней». Американец Рэймонд Макналл, большой знаток вампиров и прочей нечисти, неслучайно назвал одну из своих книг «Дракула был женщиной».

Венгерка Елизавета Батори убила около шестисот пятидесяти (!) молодых женщин и девушек…

За сто с лишним лет до ее рождения, в 1446 году, один из предков Кровавой графини, князь Стефан Батори, помог Дракуле вернуть валахский трон. Связь между кланами Дракул и Батори подчеркивал и дракон, присутствовавший на их геральдических гербах.

Елизавета Батори родилась в 1560 году в знатной и богатой семье, давшей Венгрии и соседним странам много видных государственных деятелей и кардиналов.

Странности в поведении будущей Кровавой графини проявились уже в юном возрасте. Девочка временами неожиданно впадала в транс, у нее были припадки, очень похожие на эпилептические приступы. Елизавета, несомненно, страдала каким-то серьезным психическим заболеванием.

Садистские наклонности тоже стали проявляться в ней с раннего детства. Ставшая притчей во языцех любовь к крови проснулась у Елизаветы в пять лет, после того, как она тайком бегала смотреть на жестокую казнь цыгана, обвиненного в продаже детей туркам. Несчастного зашили в живот лошади так, что торчала лишь его голова, и оставили умирать страшной смертью. Уже в таком возрасте Елизавета находила необъяснимое удовольствие от страданий других людей. Позже любимым развлечением юной графини стали едва ли не ежедневные наказания в чем-то провинившихся слуг в замке.

В отличие от большинства других знатных женщин своего времени, да и мужчин тоже, Елизавета получила блестящее образование. В то время, как подавляющее большинство венгерских вельмож, в том числе и правитель Трансильвании, не умели ни читать, ни писать, Батори прекрасно говорила на трех языках: венгерском, немецком и латыни.

В 1575 году Елизавета вышла замуж за Ференца Надашди, отпрыска богатого, но менее знатного венгерского рода. На пышную свадьбу пригласили даже императора Священной Римской империи Максимилиана II. Граф Ференц взял себе фамилию жены. В отличие от юной супруги, он едва умел писать и читать, был недалек умом, но прекрасно зарекомендовал себя на поле брани. В непрерывных войнах с Оттоманской Турцией он снискал себе славу умелого полководца и неустрашимого воина. Турки, боявшиеся Ференца Надашди-Батори как огня, прозвали его Черным рыцарем Венгрии.

Отправляясь в очередной поход, граф оставлял на хозяйстве Елизавету, одной из основных обязанностей которой было поддерживать среди многочисленных слуг строгую дисциплину.

В шестнадцатом веке, когда слуги и крестьяне не считались знатью людьми, жестокое обращение с ними было в порядке вещей. Но дело в другом: Елизавета самолично порола провинившихся кнутом до крови и била тяжелой дубинкой. Скучавшая без мужа Елизавета начала ездить в гости к тетке Кларе, надеясь поучиться у нее уму-разуму. Правда, поговаривали, что частые поездки в замок тетки имели и другое объяснение. Ходили слухи, что Клара и Елизавета были любовницами.

Возвращаясь домой, в замок Каштице, Елизавета закрепляла полученные теоретические знания на практике. Она загоняла служанкам в губы и под ногти иголки, выставляла их в лютую стужу голыми на улицу и обливала холодной водой до тех пор, пока несчастные не превращались в ледяные статуи.

Не забывала графиня и о кнуте, бывшем у нее любимым орудием пыток. Она заставляла провинившихся служанок ложиться на спину, чтобы видеть страдания на их лицах, и безжалостно хлестала кнутом, пока те не теряли сознание. После таких истязаний на полу в покоях графини стояли большие лужи крови, и, чтобы по комнате можно было ходить, слуги каждые полчаса засыпали эти лужи растолченным углем. Крови было так много, что она пропитывала одежду графини, и ей приходилось переодеваться во время экзекуций по несколько раз.

Особенно боялись несчастные слуги Кровавой графини пытки клеткой. Обнаженных служанок загоняли в клетку в форме шара с металлическими шипами. Затем ее поднимали на цепях в воздух, и графиня била несчастных раскаленной кочергой. Стараясь увернуться от кочерги, девушки напарывались на шипы и корчились от страшной боли.

Елизавета считала «воспитание» слуг своим священным долгом. Она продолжала мучить служанок даже тогда, когда ей нездоровилось. Оправдываясь частыми отлучками мужа, первого ребенка Елизавета Батори родила только спустя десять лет после свадьбы. Всего же она родила Ференцу трех дочерей и сына. Обычно роды оказывают благотворное влияние на характер женщин, однако с Батори все было иначе. Материнство никак не сказалось на ее садистских наклонностях, в перерывах между кормлением и воспитанием детей она с еще большим наслаждением продолжала истязать слуг.

4 января 1604 года после непродолжительной болезни умер Ференц. Супруг Елизаветы, несмотря на силу и мужество, находился под ее влиянием и разделял ее наклонности. Возвращаясь после военных кампаний в замок, Надашди тоже любил участвовать в наказаниях слуг. Правда, никого не замучил до смерти, чем вызывал насмешки жены. Присутствие супруга оказывало на Елизавету сдерживающее воздействие, а его смерть выпустила демонов на свободу и полностью развязала ей руки.

Со временем у Елизаветы появилась новая мания. Она была очень красивой женщиной и часто часами сидела перед зеркалом и восхищалась своей красотой. Графиня мечтала сохранить вечную молодость, секрет которой она открыла случайно. Однажды служанка, расчесывая ей волосы, нечаянно дернула их. Графиня влепила девушке пощечину, да так сильно, что у той потекла из носа кровь, и прямо на руку Елизавете. Батори, которой тогда было уже за сорок, показалось, что кровь, попавшая ей на руку, сделала ее кожу по-девичьи упругой и белой.

На следующий день Елизавета решила проверить свою догадку. Она перерезала несчастной служанке вены и собрала ее кровь в большой чан, в котором искупалась. Это была ее первая, но далеко не последняя кровавая ванна.

Естественно, ванны, наполненные кровью, не помогали сохранить молодость и красоту, и Елизавета постепенно старела. Она пришла к выводу, что для нее, благородной дамы, не годится кровь простых крестьянок. Графиня, раньше убивавшая лишь деревенских девушек, постепенно переключилась и на дочерей мелкопоместных дворян.

Поначалу Елизавета пыталась хоронить замученных девушек, как положено — с отпеванием и соблюдением всех церковных обрядов. Однако по мере роста количества жертв и появления страшных слухов священники, которых регулярно вызывали в графский замок отпевать умерших от таинственных болезней молоденьких красивых девушек, стали отказываться. Сначала графиня приказывала класть трупы в неструганные гробы, потом велела вообще выбрасывать их на окрестные поля.

Вскоре слухи о том, что в замке Каштице творятся ужасные дела, пошли по всей Венгрии. Тем не менее конец Кровавой графини был вызван не многочисленными жалобами крестьян и даже мелко-поместных дворян, потерявших дочерей, а опасениями ее родственников, что она промотает все семейное состояние. Чтобы вести роскошную жизнь и заманивать к себе в замок все новые и новые жертвы, Елизавете требовались большие деньги, а их становилось меньше и меньше. Испытывая острую нехватку наличности, графиня начала распродавать семейные замки, чем вызвала опасения других членов клана Батори, решивших, в конце концов, упрятать ее в монастырь.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Революционер и бунтарь

Картина Жака Луи Давида «Смерть Марата»

Русская Джоконда

Картина Ивана Крамского «Неизвестная»

в этом номере

Краков

Фотопутешествие с Юлианом Рибиником