- Встать! - заорал «Гусь».
Загрохотали откинутые доски парт. Процессия покинула класс в том же порядке, как и вошла.
Остались только «Гусь» и Довгялло.
- Выходи строиться! - крикнул «Гусь». Довгялло остался посреди класса в позе Наполеона со скрещенными на груди руками.
- Гартинг - старший! - позвал он.
Вышел Ренэ. Довгялло кивнул ему головой.
- Поляки! - оказал Ренэ. - Останьтесь в классе. Другие нации идут с паном Книго.
«Другие нации» проследовали с «Гусем» в коридор, откуда парами прошли в большой холодный гимнастический зал. Довгялло шел в хвосте, внимательно наблюдая, чтобы никто не отставал.
- Смирно! - скомандовал «Гусь». - Господин Довгялло!
Довгялло прошелся вдоль замершей шеренги.
- Вы слышали, что сказал пан уполномоченный? - спросил он. - Теперь у нас будет дисциплина. Дисциплина и дисциплина! Никаких классных комитетов! Сейчас начинается урок обучения войскового. Учить вас буду я... то есть учить будет пан Книго, а я буду ему помогать. Штейнберг!
- Я, - сказал Асик.
- Что ты вылупил глаза? Не уважаешь польских легионов?
- Я ничего...
- Ничего? Я покажу тебе «ничего»! Ты у меня потанцуешь. Райхман!
- Я!
Собственно говоря, Бронислав Довгялло и сам не знал, зачем ему понадобился высокий, костлявый, сутулый Райхман. Он подошел к ученику, посмотрел на него внимательно и хмуро проворчал:
- Нос горбатый... Ты подсунул портрет Володарского?
Райхман молчал.
- Завел себе очки! Думаешь, что умный! Ты болван!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.