Крепостью науки овладеют большевики

опубликовано в номере №189, май 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

От редакции

И у Семенко, героя очерка «Судите меня», помещенного в № 4 «Смены» нашлись защитники. Их, правда, немного - 3-4 человека; письма их составляют ничтожный процент общего количества писем, полученных редакцией; но остановиться на них, тем не менее, необходимо. «Нам недоросли не нужны», - истерически кричит монтер К. (см. № 10 «Смены»). «Я пришел к выводу, что сочетать учебу с политико-общественной работой нельзя», - «подтверждает» М. Каплун. «Мы не овладеем техникой... без хорошего советского инженера с мозгом американца», - солидно басит Вяч. Нархов. Как видите, Нархов ссылается даже на слова Сталина. Но разве Сталин говорит то же самое, что и Нархов? Сталин говорит в «Вопросах ленинизма», что «американская деловитость имеет все шансы выродиться в узкое и беспринципное делячество, если ее не соединить с русским революционным размахом». Сталин в последней своей речи указывает. что «большевики должны овладеть техникой. Пора большевикам самим стать специалистами». Эти сталинские положения - ответ и Нархову, и Семенко, утверждающему, что «сочетать успешную академическую работу с общественной работой... невозможно».

Для подавляющего большинства товарищей, откликнувшихся на очерк «Судите меня», вопрос, поставленный Семенко, давным-давно разрешен - разрешен практически. Они активно участвуют в общественно-политической жизни страны - и это отнюдь не срывает у них учебы. Разумеется, при распределении нагрузок у нас в вузах нередко бывают и ошибки, неправильности (любопытно в этом отношении чрезвычайно непосредственное письмо тов. Авилова, печатаемое выше), но отдельные (ошибки подлежат исправлению и, основываясь на них, неправильно было бы приходить к таким ликвидаторским выводам, к каким пришел Семенко.

Приносит ли общественная работа «пользу»? Семенко считает, что не приносит. Но о какой «пользе» речь идет? О пользе для предприятия, на котором работает студент? Но она совершенно очевидна. По-видимому, речь идет о пользе для самого студента. Однако, и в этом случае вопрос абсолютно ясен: современный советский специалист, работающий в условиях социалистического производства, должен уметь возглавить техническую инициативу масс, должен уметь организовать массы для борьбы за выполнение промфинплана. Без навыков общественной работы, приобретенных еще в вузе, не обойтись!

Каков классовый смысл «лозунгов», выставляемых Семенко? Какая участь грозит Семенко, если он последовательно будет проводить свою точку зрения в жизнь? И на этот вопрос достаточно четко ответили многие товарищи. «Семенко, отмежевывающиеся от общественности китайской стеной, скоро превратятся во вредителей, идущих на поводу у интервентов» (Н. Губенков). Сперва начинается с «маленького» - с отхода от пролетарской общественности. Следующая ступень - противопоставление себя этой общественности. А противопоставление это в дальнейшем приводит к борьбе против этой самой общественности, т.-е. к начальной форме борьбы против диктатуры пролетариата вообще. История с «академпартией», которую рассказал на страницах нашего журнала тов. Пластинин, на конкретном примере показывает, куда ведет замыкание в академизм. В ряде писем ставится вопрос о Громове, секретаре комсомольского коллектива института, в котором учится Семенко. Некоторые товарищи осуждают его за недостаточное внимание к академическим занятиям и т. п. Не надо забывать, однако, что о Громове мы знаем лишь со слов Семенко, в беспристрастности которого дозволительно усомниться. Если же оценивать не поведение Громова в целом (для этого у нас нет данных), а его высказывания относительно Семенко, то с ними, несомненно, придется согласиться. Социалистическому строительству нужны кадры теоретически грамотные, владеющие техникой и политически проверенные, способные объединить массы вокруг генеральной линии партии, а не люди, соглашающиеся «помогать» партии лишь «на фронте технической реконструкции».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены