В восточной части Финского залива, примерно в двадцати пяти километрах от устья Невы, вытянулся узкой полосой остров Котлин. Расположенный почти посредине залива, вдоль единственного пригодного для крупных судов фарватера, он словно самой природой предназначен прикрывать со стороны моря раскинувшийся на невских берегах Ленинград.
Здесь, на острове Котлин, и стоит город-крепость Кронштадт - бессменный часовой у морских ворот Ленинграда.
Своеобразен облик Кронштадта. Здесь есть грозные, хмурые форты и тенистые вековые парки. Могучие липы и каштаны отражаются в пересекающих город старинных каналах.
В гранит одеты просторные гавани, где стояли на протяжении столетий суда всех классов и типов, когда-либо существовавших в русском флоте.
Всё здесь напоминает о дальних плаваниях и морских сражениях, об исторических победах русского оружия и русской мысли.
Здесь впервые познакомились с морем Ушаков и Нахимов - выдающиеся флотоводцы нашей страны. Здесь служили замечательные люди русского флота - Спиридов и Лазарев, Бутаков и Макаров. Отсюда начал свое путешествие на фрегате «Паллада» Гончаров и отправился на Новую Гвинею Миклуха-Маклай. Великий русский ученый Попов преподавал физику в Кронштадтском минном офицерском классе и произвел здесь первые опыты по передаче первых в мире радиосигналов.
Богатая событиями история Кронштадта охватывает четверть тысячелетия: в нынешнем году ему исполняется 250 лет. Официальной датой рождения города-крепости принято считать 7 мая (по новому стилю - 18 мая) 1704 года - день, когда на уже готовом деревянном форту Кроншлот, сооруженном в течение зимы на отмели у острова Котлин, были в присутствии Петра I установлены орудия.
Кронштадт родился в дни Северной войны, которую Россия вела в начале XVIII века со Швецией за древние славянские земли на берегах Балтики, за выход к морю. В 1703 году русские войска достигли побережья Финского залива и в устье Невы была заложена Петропавловская крепость - основа будущего Петербурга. После этого стало насущной необходимостью закрепиться на острове Котлин, чтобы обеспечить новому городу надежную защиту со стороны моря. И как только шведский флот, державшийся у Котлина до самого ледостава, отошел на зимовку, русские солдаты вышли на лед залива строить Кроншлотский форт. Весною он был уже готов к встрече врага.
В инструкции, врученной первому коменданту Кроншлота, точно определялось назначение форта - не пускать неприятельский флот в Неву - и предписывалось «содержать сию ситадель... аще случится, хотя до последнего человека».
Форт был сооружен вовремя: противник не заставил себя долго ждать. Уже в июне 1704 года появившаяся у Котлина шведская эскадра предприняла попытку высадить на остров десант и два дня бомбардировала Кроншлот. Все атаки неприятеля были отбиты.
Ожесточенные бои происходили у Котлина в следующем, 1705 году, когда сильный шведский флот вновь дважды пытался пройти к Петербургу. К этому времени уже и на самом острове имелись батареи, которые вместе с артиллерией Кроншлота и вышедшим к Котлину молодым Балтийским флотом России отогнали неприятеля. Русская крепость в Финском заливе завоевала себе славу неприступной.
Исключительное значение укреплений на Котлине как ключа к Петербургу становилось все более очевидным. После того, как Швеция заключила союз с Англией и в водах Балтики появился английский флот, Петр I особо подчеркнул это значение Кронштадта в известном указе 1720 года, требуя «оборону флота и сего места держать до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело».
Кронштадт сделался главной базой русского Балтийского флота, стал колыбелью его боевой славы.
26 июля 1803 года отсюда ушли в первое русское кругосветное плавание и сюда же вернулись из него парусные корабли «Надежда» под командой Ивана Крузенштерна и «Нева» под командой Юрия Лисянского. Обогнув земной шар за три года, отважные мореплаватели нанесли на карту мира ряд неизвестных прежде островов, проливов, бухт. За этой экспедицией последовали другие. Именами русских, кронштадтских моряков названы многие географические пункты в самых отдаленных морях и океанах земного шара.
Из дальних экспедиций, снаряжавшихся в Кронштадте, особенно большое научное значение приобрело знаменитое плавание шлюпов «Восток» (под командой Фаддея Беллинсгаузена) и «Мирный» (под командой Михаила Лазарева). В 1819-1821 годах они проникли за Южный полярный круг и открыли новый материк - Антарктиду. Это было крупнейшее географическое открытие последних столетий.
В годы Крымской войны Кронштадт выдержал новое боевое испытание. К Котлину подошел соединенный англо-французский флот. Британский адмирал Непир объявил приближенным, что он намерен «позавтракать в Кронштадте и пообедать в Петербурге». Но огонь кронштадтских фортов внес, как это неизменно случалось и прежде, существенные поправки в планы чужеземных захватчиков. А русские морские минные заграждения, впервые примененные тогда на подступах к Котлину, еще более охладили пыл непрошенных гостей. Им осталось признать, что Кронштадт по-прежнему неприступен.
Через шестьдесят пять лет Кронштадтом пришлось еще раз повторить этот предметный урок забывчивым агрессорам. Это было в 1919 году, когда английский флот, поддерживая белогвардейские армии, двинулся к красному Петрограду - городу Великого Октября. К тем дням относятся подвиг артиллеристов эсминца «Гавриил», уничтожившего три вражеских торпедных катера, потопление эсминцем «Азард» британской субмарины «Л-55». Восемнадцать кораблей оставила английская эскадра на дне Финского залива, шестнадцать других были повреждены. И ни один не прорвался к Петрограду!
Крепость на Котлине была центром революционного движения среди балтийских моряков. В годы первой мировой войны здесь сложилась и вела большую подпольную работу на кораблях и фортах большевистская организация. Летом 1917 года Кронштадт уже стал подлинной крепостью большевиков, где не признавалась власть буржуазного Временного правительства.
За месяц до Октября - в то время, когда русская буржуазия, стремясь задушить назревавшую социалистическую революцию, тайно договаривалась с англо-французскими капиталистами о сдаче немцам Петрограда, - балтийские моряки, руководимые большевиками, героически сражались в Моонзундском проливе с флотом кайзеровской Германии и, нанеся ему большой урон, сорвали планы врага.
В исторический день 25 октября 1917 года тысячи кронштадтских матросов, прибывших по зову партии в Петроград, явились одной из главных сил победоносной социалистической революции. Кронштадтцы в матросских бушлатах сражались за Советскую власть на всех фронтах гражданской войны.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.