Исполняется сто лет со дня основания одного из старейших русских заводов - Сормовского, ныне завода «Красное Сормово» имени А. А. Жданова. Вековая история завода - это история борьбы рабочего класса нашей страны под руководством большевистской партии за своё освобождение. Ещё на заре развития пролетарского движения, в 1892 году, всю Россию облетела весть об инциденте с «рабочей копейкой». Свыше тысячи сормовских рабочих, вооружённых револьверами, ружьями и пиками, во главе с большевистской дружиной вышли на открытую борьбу с самодержавием в 1905 году. Эти незабываемые дни из жизни сормовского пролетариата запечатлены в бессмертном творении А. М. Горького «Мать».
Великая социалистическая революция круто изменила жизнь народов России. В корне изменился и облик завода, изменилась и жизнь сормовичей. В 1917 году Сормовский завод, расположенный на шестнадцати гектарах земли, глядел на солнце закопчёнными окнами двух десятков грязных, неуютных корпусов. Территория завода была завалена отбросами, от корпуса к корпусу непроходимая грязь. Прилегающие к заводу рабочие посёлки «славились» грязными улицами и освещались всего лишь тремя фонарями. При советской власти сормовичи перестроили свой район. Наряду с реконструкцией старых цехов на заводе построено много новых корпусов, оборудованных по последнему слову техники. В бывших до революции в Сормове школах 15 учителей обучали всего 500 детей. За годы сталинских пятилеток в городе вновь построено 12 школ. Свыше 400 учителей обучают около 15 тысяч учащихся. Несравнимо возросла сеть библиотек. В рабочем городке, где было более сотни кабаков и всяких других «питейных заведений» и не было ни одного клуба, теперь шесть дворцов культуры, ведущих широкую культурную и просветительную пропаганду.
В годы сталинских пятилеток сормовичи не раз выступали зачинателями новых патриотических дел. На всю страну прозвучал призыв знатного сормовского прокатчика Александра Павловича Калмыкова о развёртывании соревнования между городами. В годы Великой Отечественной войны завод ни на минуту не прекращал своей работы и за проявленную трудовую доблесть удостоен двух наград: орденов Ленина и Отечественной войны 1-й степени. В послевоенной пятилетке сормовичи также идут в авангарде борьбы за скорейшее выполнение сталинских планов.
Рабочие завода «Красное Сормово» осуществили широкую механизацию производства речных судов и паровозов. Сотни стахановцев, мастеров, инженеров и техников активно участвовали в осуществлении этих широких рационализаторских мероприятий. Реализован широкий план замены многих трудоёмких ручных работ машинной техникой, проведена механизация транспортных и погрузочно-разгрузочных работ. Это принесло заводу в прошлом году свыше 9 миллионов рублей экономии и дало возможность высвободить для более производительного труда около 500 рабочих. В довоенный период судно собиралось на стапеле более чем из 5 тысяч разрозненных деталей и узлов. Сейчас же корпус судна собирается лишь из 145 отдельных секций, предварительно собранных и сваренных в цехах. Секционный способ постройки - выдающееся достижение судостроителей. Он позволил снизить затраты труда на постройку судна на 10 тысяч человеко-часов. За разработку и внедрение в судостроительную промышленность скоростных методов директору завода X. Э. Рубинчику, главному инженеру П. П. Маркушеву и группе начальников цехов и инженеров присуждена в апреле 1949 года Сталинская премия.
Не отстают от старшего поколения и молодые сормовичи.
Каждый день за ворота завода выходят новые паровозы, выплывают на просторы Волги новые пароходы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.