Краны над храмами

Е Александров| опубликовано в номере №923, ноябрь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

3227 лет назад у стен маленького сирийского города Кадеш встретились два самых больших войска того времени. Молодой фараон Рамзес II спешил прославить свое имя разгромом давних соперников египетской державы - хеттов. Поспешность привела его в расставленную хеттами ловушку: вместе со своим авангардом он оказался в кольце вражеских войск. Несколько тысяч боевых колесниц хеттов окружили горстку воинов, охранявших фараона. Хетты торжествовали победу. Но в последний момент на поле битвы появился отборный отряд египтян. Рамзес II был спасен. Хетты отступили. Кровопролитная воина длилась еще шестнадцать лет и завершилась миром, который оба властителя сочли выгодным. По окончании мирных переговоров уставший от войны Рамзес увез на родину дочь хеттского царя Хаттусили III - красавицу Нефертари.

У счастливого фараона были все основания возблагодарить богов. По его приказу в знойную Нубийскую пустыню согнали двадцать пять тысяч рабов. И там, вдали от всех поселений, на крутом берегу Нила, началось строительство двух невиданных храмов в честь Рамзеса и его супруги Нефертари. Постройка длилась четверть века. Египетские мастера - инженеры, строители, скульпторы, художники - превзошли самих себя. Особенно поразителен храм в честь самого фараона. Вход в него увенчан четырьмя двадцатиметровыми изваяниями Рамзеса. Внутри скалы разместилась анфилада богато украшенных залов. В самом дальнем из них - статуи богов Ра, Амо-на, Пта и самого Рамзеса. Два раза в год солнечный луч через небольшое отверстие проникает в самую глубь храма и освещает статуи богов. Лишь изображение Пта - бога подземного царства - всегда остается погруженным во мрак.

Увидев этот шедевр, самодовольный фараон понял, что теперь имя его и прекрасной Нефертари увековечено навсегда.

Но прошло не так уж много времени после смерти фараона, как память о храмах затерялась в песках, которые погребли под собой многометровые каменные изваяния. Ни великий историк древности Геродот, ни великий географ Страбон ничего не знали об архитектурном шедевре в Нубийской пустыне.

В марте 1813 года счастливая случайность направила молодого швейцарского исследователя Иоганна Бук-хардта в район Абу-Симбела. И там из мертвого песка проглянуло вдруг надменное каменное лицо фараона. Находка Букхардта вызвала бурю в мире археологии. Еще бы – человечество узнало об одном из самых ранних своих творений!

А если бы молодой ученый не сумел разглядеть статуи Абу-Симбела? Можно сказать с полной уверенностью, что это открытие было бы сделано в наши дни. За последние 3 - 4 года вся Нубийская пустыня буквально перекопана лопатами археологов. Причина такой «археологической лихорадки» понятна каждому, кто слышал о строительстве высотной Асуанской плотины. Нубийской пустыне предстоит стать дном огромного нильского водохранилища. После перекрытия Нила в мае этого года оно уже начало заполняться. В предшествующие годы ученые успели учесть и спасти многие бесценные исторические сокровища этой ныне безжизненной, а в иные времена густонаселенной страны. Были сделаны десятки сенсационных открытий.

Так, польская археологическая энспедиция откопала в Фарасе погребенный под песками собор. Его стены сохранили почти в первозданной яркости 169 чудесных фресок. В районе Мир-гисса был обнаружен древний волок в обход нильских порогов. Собраны богатейшие коллекции орудий труда первых поселенцев долины Нила. Найдены новые пещерные картинные галереи, созданные художниками, жившими 5 тысяч лет назад.

Здесь, в Нубии, пожалуй, впервые стали работать в тесном контакте археологи и инженеры. Инженерные задачи, возникшие в связи с эвакуацией древних памятников Нубии, поистине уникальны. Только здесь можно увидеть, как «зашивают» в «посылочный ящик» восьмисоттонный храм или как по трем рельсовым путям движется со скоростью во много раз меньше черепашьей непреподъемное каменное изваяние.

Самой трудной технической задачей было, конечно, спасение храмов Абу-Симбела. Ученые разных стран выдвинули немало различных остроумных проектов сохранения храмов, врезанных в скалы. Но не всегда смелые фантазии инженеров сочетались с практической возможностью реализовать их в нужный срок. В конце концов победило в общем-то самое простое предложение. С ним хорошо знакомы жители тех деревень, которые в свое время переезжали на новые места в районе Рыбинского, Куйбышевского, Кременчугского и других искусственных морей.

Что делает плотник, поставленный перед необходимостью перевезти дом? Он разбирает дом по бревнам и каждое бревно нумерует, как бы программирует сборку. Эти цифирки на срезах бревен сразу выделяют среди других дома-путешественники.

Тот же способ решено применить и в Абу-Симбеле. Разумеется, масштабы подобной операции совсем иные. Ведь храм весит 375 тысяч тонн. Его нужно вырезать из скалы, разрезать на блоки по 30 тонн каждый, поднять эти «кубики» на новую площадку над уровнем водохранилища, правильно сориентировать собранный храм, чтобы воссоздать все его оптические эффекты.

Работы много. Она рассчитана на несколько лет. А пока вокруг Абу-Симбела возведена защитная дамба. Великий памятник древнеегипетского искусства, один из первых шедевров человеческого мастерства, готовится переехать на новое, более высокое место.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«След лисицы»

Повесть

Главный нерв

Рассказ