Конец «голубого Дуная»

Виктор Скороходов| опубликовано в номере №869, август 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

В конце XIX века на витрине «Депо пиявок» Павла Артемьева было начертано:

«На Страстном бульваре, ставят где пиявки

Господа, вы брейтесь, там же и стригитесь

Очереди ждите, но не бойтесь давки

И откуда каждый выйдет, словно витязь».

В витрине этой парикмахерской нет стихов, но ее оформление удивительно напоминает «убранство» «Депо».

А сценка из жизни «высшего общества»?.. Как она вам? Не правда ли, поражает глубокомыслие этой пары, рекламирующей... (не удивляйтесь) обувь.

А «амфора» для сбора мусора?..

Или, скажем, вернисаж подарков, где Венера Милосская соседствует с курительным прибором и скворечником.

А вот, например, три невыразительные вывески, своим расположением путающие даже проницательного покупателя.

Куда их? Вот будет когда-нибудь Музей коммунального хозяйства. Там в разделе «безвкусное расточительство» всей этой «компании» должно быть уготовано почетное место. Там, а не на московских улицах.

Жил да был «Голубой Дунай». Он не был ни великой рекой, ни вальсом, ни даже популярной заграничной киноопереттой, а просто пивной. Рядом с «Шантеклером», «Лисабоном» и «Харчевней Брыкова» он чувствовал себя вполне сносно. Даже несколько импозантно. Затем «Шантеклеры» и «Ампиры» заняли под клубы, а ему присвоили скромное звание «Пиво — воды». В результате неумолимой поступи эпохи его фанерные бока облупились, и его разжаловали в «Воды — сони», а затем в «Овощи — Фрукты». Чтобы он выглядел современно, его даже выкрасили в традиционный «забегаловочный» цвет. Всех его коллег уже давно сковырнули безжалостные к «историческим памятникам» бульдозеры, а он все еще держится...

На этом биографический очерк ничем не знаменитого «Голубого Дуная» можно было бы и кончить, но, к сожалению, сооружения подобного фанерного стиля все еще уродуют вид наших новых кварталов, режут глаз своей ядовитой расцветкой. К тому же хочется схватиться за карман: стоимость постоянного ремонта и эксплуатации «Голубых Дунаев» выше, чем стоимость киосков из современных материалов.

Киоски, торговые павильоны, закрытые автобусные остановки, светильники, указатели, скамейки, урны, стенды и многое другое относится к сооружениям, именуемым малыми архитектурными формами. Сюда же относятся и рекламные плакаты, оформление витрин, торцов зданий, световая и прочая реклама. За последнее время в столице появилось много новых, красивых, современных сооружений «малых архитектурных форм». Институт благоустройства и озеленения Москвы разработал ряд новых интересных проектов. Это встроенные в старые дома комплексы павильонов и торговых автоматов, новые, эффектные дорожные указатели, интересные современные светильники, газетные и рекламные стенды.

Надо сказать, что малые архитектурные формы так же определяют лицо города, как и большие. Они могут его украсить, могут и обезобразить. Фанерный храм газированных вод в мавританском стиле отнюдь не украшает маши парки. А мощные фонари коринфского ордера с милыми чугунными крендельками в подоблачной выси, афишные тумбы эпохи немых фильмов, забранные зоопарковской сеткой стенды «Мосгорсправки», лепные урны рококо, скамейки длиной с волжскую баржу, безвкусно оформленные витрины?..

Сколько еще таких «шедевров» в Москве и других наших городах!

В Москве 30 тысяч витрин, а Управление городского оформления реклам украсило только 2 тысячи из них. Остальные попали на откуп лицам, многие из которых вообще не имеют никакого представления 0 художественной специфике рекламного дела. А ведь витрина — это не только выставка товаров. Это определенный художественный образ, выраженный средствами искусства.

Борьба с безвкусицей в городе вступает в решающую фазу, в ближайшее время всё чугунные «столпы» Москвы будут отправлены на переплавку. Управление благоустройства И озеленения При главном архитектурно-планировочном управлении Москвы получило право снимать все не отвечающие художественным требованиям вывески, рекламные щиты.

Улицы ждут своих художников. И в первую очередь молодых. Почему бы студентам художественных вузов и техникумов, учащимся клубных и заводских изостудий под руководством опытных художников-декораторов не включиться в оформление витрин, стендов, рекламных плакатов, в разработку новых форм малой архитектуры?

Смотрите, что сделали молодые художники на Добрынинской площади. Мрачный торец дома превратился в яркое мозаичное панно, и сразу площадь приобрела праздничный вид.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены