Коня золотистой масти звали «Маузер». Он жил в боевые годы и носил на своей спине красного полководца. «Маузер» сшибался в кавалерийских атаках со злыми и могучими казацкими жеребцами, был неутомим в многодневных переходах, и на боках его остались рубцы от польских палашей. «Маузер» верно служил своему хозяину. В боях под Суровками и Чирой, в схватках с конницей Улагая и Краснова, в боях под Ростовом «Маузер» не раз спасал жизнь К. Е. Ворошилову.
21 января 1920 года красные войска брали Батайск. Цепи шли через Дон, скованный тонким льдом. Ворошилов двигался на своем коне вдоль цепей, подбадривая бойцов. Вдруг лед под ним подломился и командарм вместе с лошадью провалился в воду. Конь Ворошилова, коченея в ледяной воде, не сбросил седока. Подбежавшие красноармейцы помогли К. Е. Ворошилову выбраться на поверхность.
В одном из боев с белополяками К. Е. Ворошилов был сбит с коня ударом разорвавшегося вблизи снаряда. «Маузер» не умчался прочь. Он стоял, потряхивая густой своей гривой, пока не поднялся седок.
К. Е. Ворошилов неоднократно участвовал в конных атаках, увлекая бойцов своей отвагой. Он требовал от каждого бойца внимательного отношения к боевому товарищу - коню.
Однажды во время боев с Врангелем в полевой штаб приехал красноармеец с такой запиской от тов. Ворошилова: «При сем препровождается арестованный мной на 20 суток красноармеец 81 - го кавалерийского полка за то, что во время движения избивал свою лошадь шашкой, так как она вследствие усталости плохо шла».
А вот что записал К. Е. Ворошилов в свою записную книжку 19 июля 1920 года: «... Уже вечером, возвращаясь с позиции у Смордва, на лугу один из ординарцев заметил лошадиную голову, торчавшую из колодца. Я предложил С. М. Буденному вытащить лошадь, которая оказалась живой. Торчала одна голова. За уши, за гриву, с большим трудом, мы извлекли небольшую, но хорошую лошадку. Взятая на чомбур, поплелась за нами, извлеченная буквально из пасти смерти, наша маленькая лошадка, Это может служить компенсацией лошадиной породе за ее беззаветную и великую службу нашему делу».
Климентий Ефремович очень любил своего коня. Он сам расчесывал ему густую гриву дулом своего маузера.
По волжским, донским и кубанским равнинам носил на своей спине «Маузер» красного полководца. В 1935 году «Маузер» пал. Теперь его чучело, славная реликвия гражданской войны, стоит в музее Красной Армии и посетители музея с волнением читают надпись: «Маузер», боевой конь К. Е. Ворошилова. На «Маузере» К. Е. Ворошилов провел все боевые операции Первой Конной армии на деникинском, польском и врангелевском фронтах и в период ликвидации бандитизма. На коне Ворошилов участвовал в боевых столкновениях. «Маузер» был неоднократно ранен в боях».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.