Большинство все еще представляет себе школу фабзавуча, как учреждение, в котором заведующий - глава; ему подчинены педагоги и инструктора; педагогам и инструкторам подчинены ученики. Дело первых - учить, вторых - учиться.
Наконец, третья группа очень немногочисленная, понимает и правильно оценивает не только задачи фабзавуча, но и то положение, что школу фабзавуча надо строить совместно с самой молодежью, привлекая ее ко всем вопросам организации дела, ибо без этого коммунистическое воспитание никакая педагогика не создаст.
Безусловно, в первое время только одиночки пойдут с комсомольцами.
Этим смущаться не следует. Наоборот, следует остерегаться фальшивых друзей, на все согласных, которые постараются примазаться.
К деловым возражениям следует относиться внимательно и тщательно их взвешивать. На первых порах будет трудно разобраться, где дело, где подвох; неизбежны ошибки, по поводу которых будет кое - какое злорадство. Без этого не обойтись и пугаться трудностей нечего.
Лишний залог успеха - связь с ребятами.
Так, постепенно, педагоги превратятся в старших товарищей, делящихся своими знаниями и опытом. Заведующие также поймут, что их дело - помогать развитию самодеятельности ребят и уже охотно будут идти навстречу ребятам.
Остается добавить еще одно замечание. Ни в коем случае не нужно комсомольцам брать на себя обязанности заведующего. Он должен делать все, что полагается. Задача комсомольцев не в том, чтобы самим сесть на место зава (это бы только развалило школу), а добиться того, чтобы работа заведующего сделалась общественной, т. - е., чтобы об его планах, успехах и неудачах знала вся школа, чтобы все ученики были заинтересованы в его работе.
СОЗНАТЕЛЬНЫЕ комсомольцы должны помнить, что школа фабзавуча является формой коммунистического воспитания рабочей молодежи.
« Воспитание коммунистической молодежи должно состоять не в том, что ей подносят всякие усладительные речи и правила о нравственности. Не в этом состоит воспитание...» « Если бы только изучение коммунизма заключалось в усвоении того, что изложено в коммунистических трудах, книжках и брошюрах, то тогда слишком легко мы могли бы получить коммунистических начетчиков или хвастунов, а это сплошь и рядом приносило бы нам вред и ущерб, так как эти люди, научившись и начитавшись того, что изложено в коммунистических книгах и брошюрах, оказались бы неумеющими соединить все эти знания и не сумели бы действовать так, как того действительно коммунизм требует».
« Без работы, без борьбы книжное знание коммунизма из коммунистических брошюр и произведений ровно ничего не стоит...»
« Перед вами задача строительства, и вы ее можете решить, только овладев всем современным знанием, умея превратить коммунизм из готовых, заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программ в то живое, что объединяет вашу непосредственную работу, превратить коммунизм в руководство для вашей практической работы». (Ленин, « Задачи Союзов Молодежи», речь на III съезде РКСМ 4 X - 1920 г.).
Эта статья является попыткой указать, в чем должна выражаться практическая работа комсомольцев в фабзавуче.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.