Начинаем поиски героев
Двадцатилетние не помнят военного сорок третьего года. Помнят те, кому уже за тридцать...
...Москва. Студеная Москва. Заклеенные бумажными полосками окна, тихие, затемненные улицы, утонувшие в сугробах переулки. Военные патрули. Искореженный металл фашистских танков за Химками, ватники, валенки, противогазы через плечо...
Кинотеатр, покрытый инеем потолок, темнеющий во время сеанса от дыхания зрителей. В зале старухи, девушки с заводов, школьники, а их отцы и старшие братья там—на экране, где идет бой.
Люди шли в кино, чтобы увидеть своих родных, которые воевали на фронте.
В те дни, когда страна отмечала четверть века Ленинского комсомола, на афишных щитах появилось короткое название фильма — «Комсомольцы». Это был фильм о славном пути нашего комсомола. О тех, кто с оружием в руках отстоял молодую республику от нашествия четырнадцати государств. О тех, кто строил Днепрогэс и Магнитку, выводил тракторы на поля. О тех, кто был всегда первым,— о молодых, дерзких и горячих сердцах. Это был вдохновенный рассказ о двух орденах комсомола и о тех, кто кровью своей заслужил третий орден...
События и эпизоды Великой Отечественной войны, запечатленные на пленке операторами Центральной студии кинохроники и вошедшие в фильм «Комсомольцы»,— яркие документальные рассказы о подвигах молодого поколения в годы Великой Отечественной войны. Эти кадры дышат суровой правдой военного времени.
...Шел 1943 год. Разгромленный на берегах Волги враг решил дать решающее сражение на Курско-Орловском направлении. Ожесточенные бои за Орел не прекращались ни днем, ни ночью. На одном из участков фронта в кратковременное затишье между боями в комсомол был принят артиллерист Борис Назаров. Фронтовые операторы запечатлели на пленке это знаменательное событие из жизни восемнадцатилетнего юноши. На экране перед нами простой русоволосый паренек. Еще по-мальчишески мягкий рот, тонкая шея, но взгляд уже по-взрослому суров. Это один из тех, кто ушел на фронт мальчишкой. Отныне он хотел жить и сражаться за победу с комсомольским билетом на груди. Здесь же в боевой фронтовой обстановке Борису Назарову вручили комсомольский билет.
Перед нами комсомольский расчет сержанта Феодора Старикова, братья-пулеметчики Алексей и Петр Киселевы, пулемет которых стал грозой для фашистов, ленинградская комсомолка Мария Дубровская, вынесшая более ста раненых с поля боя, комсомолка-почтальон Вера Кузнецова, доставившая письма в гарнизоны маленьких островов озера Ильмень, прославленные снайперы Людмила Павлюченко, Кирилл Батум, Михаил Сурков, Маша Матюхина, старший сержант Зайнутдинов со своей ученицей, кубанской казачкой комсомолкой Лизой Василенко, Герой Советского Союза Дмитрий Остапенко, уничтоживший за один день огнем своего противотанкового ружья 13 вражеских танков, один из защитников города-героя на Волге, снайпер Анатолий Чехов, партизаны отец Арий Сливико и его сын, сражавшиеся в карельских лесах, комсомолец летчик-истребитель Вениамин Мещеряков, принятый в партию в перерыве между боевыми вылетами.
Война не бывает без жертв. Таков ее суровый и жестокий закон. Перед нами два комсомольских билета разведчиков Виктора Челенко и Никиты Уличного. Никите Уличному исполнился тогда двадцать один год. Какую жизнь прошел бесстрашный моряк? Где он родился? Кто его родители, товарищи по школе? Пока мы не знаем. Виктор Челенко был на пять лет моложе Никиты. Но пламенное сердце шестнадцатилетнего юноши звало в бой за Отчизну. Перед уходом в тыл врага Челенко писал: «Если я погибну, прошу мой орден и комсомольский билет вручить мамаше».
Виктор Челенко не вернулся с задания.
Вот еще один комсомольский билет. На нем размашистым почерком написано: «Умру, но не отступлю ни шагу назад. Клянусь своей кровью»...
Григорию Кагамлыку было 19 лет, когда политотдел 15-й стрелковой дивизии вручил ему комсомольский билет. Он стал бронебойщиком — грозой фашистских танков и был удостоен звания Героя Советского Союза. В неравном бою он выполнил клятву, он погиб, защищая родную землю. Его оружие было передано лучшему бронебойщику соединения Додонову. А в подразделении ежедневно на поверке первым называли имя Григория Кагамлыка...
Но разве судьба поколения заключена только в судьбах тех, кто с оружием в руках бился на фронтах?
Чтобы солдат мог воевать на фронте, люди, оставшиеся в тылу, должны были работать в полную силу. И среди тех, кто строил танки, собирал автоматы, было много комсомольцев. Фильм рассказывает о челябинских ребятах, приехавших на восстановление волжского города-героя. Да, уже в сорок третьем Волгоград начал свою вторую жизнь. Среди тех, кто его восстанавливал, коренной волгоградец Виктор Иванов. Посмотрите, как молод был Виктор 20 лет назад.
А разве один он такой? Надя Тюленева приехала в Волгоград из Кирова и стала каменщицей. Вы думаете, легко было укладывать за смену вручную 3 700 кирпичей? Болели руки, ломило спину, многое не ладилось. Да, работать было нелегко. Но город восстановили. И в этом — заслуга тысяч таких, как Надя и Виктор...
А рядом с ними Черкасова — инициатор создания бригад строителей, Это ее руками был восстановлен знаменитый дом сержанта Павлова...
На другом конце страны, в Ленинграде, трудился товарищ Петров Виктор Алексеевич. Так написано было в пропуске на завод, а было тогда Виктору Алексеевичу всего 13 лет. Осколком фашистского снаряда был убит токарь Петров — отец Виктора. И мальчишка встал на место отца.
Пусть школьники, приходящие сейчас на производственную практику в цеха ленинградских заводов, вспомнят о тех, кто стоял у станков в дни блокады. А может быть, узнают они в своих учителях Виктора Петрова и его друзей, которые в 13—16 лет ковали оружие для своих старших братьев.
Фильм рассказывает об удмуртском комсомольце, талантливом конструкторе Алексее Суранове, об ударнице Вере Бородин, бригадире трактористок Дарье Гармаш, о трех сестрах Алиме, Зайне, Ульджан Джаллыкаревых из далекого казахского селения Беш-Кудук и многих, многих других.
Отдельные судьбы героев фильма — это судьба целого поколения, прошедшего славный путь воинов и строителей. Поколения с трудной и славной историей!..
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.