Если для флота нашей республики комсомолец - почетное имя, то для командиров флота «свободной» Франции комсомол-зараза, с которой они ведут беспощадную и тщетную борьбу. В очерке «Комсомольская экскадра» рассказывается, как французские комсомольцы отвоевали у адмиралов и лейтенантов эскадры старинной твердыни Франции - Шербурга, Прочтите, как адмиралтейство Шербурга расправилось с героями-комсомольцами-моряками.
Над зелеными водами Ламанша тысячу лет громоздятся гранитные глыбы седого Шербурга.
Издалека с моря видны даже в сером туманном рассвете старинные башни главного форта на голой скале Шавеньяка. И окрестные рыбаки, выезжая по утрам на долгие часы ловли к самому устью бухты, никогда не забывают оглянуться на гигантскую каменную иглу его маяка.
По ту сторону, в океанской туманной зыби, вот эти же ледяные волны бьются в сумеречные берега старой Британии. Патриотические французы Шербургского округа не даром гордятся своим городом, своей гаванью и даже знаменитыми орудиями Турлавильского редута. Сколько раз за восемь веков переходил он в руки англичан. И каждый раз поднимался шум в Париже, каждый раз летели приказы и подкрепления к гарнизонам Нормандии и Британии, - и над бастионами Шербурга вновь поднимался французский флаг, а в версальских часовнях благоухающие лысины прелатов склонялись в благодарственных мессах «по случаю победы христианнейшего короля».
Ныне все это - в прошлом. В истории. Не то сейчас. Ежегодно лобызаются европейские «миротворцы», и то в Лондоне, то в Париже возглашаются банкетные тосты за «неразрывные узы» англо-французской «дружбы».
И тем не менее, год от года укрепляются военные гавани на обоих берегах Ламанша, и каждой весной сползают в его волны с гигантских эллингов новые и новые дредноуты.
Кто знает! Может быть недалеко то время, когда снова заполыхают в Ламаншском проливе горящие громады кораблей. Французское морское министерство, во всяком случае не страдает чрезмерным оптимизмом. Шербургская гавань не перестает быть предметом особого внимания парижских кабинетов. Морское министерство из года в год «принимает надлежащие меры» по части сооружения новеньких стальных игрушек и на рейде, и на бастионах старого Шербурга.
Но Шербург, «колыбель французского флота», гибнет.
Собственно говоря, Шербург стоит на прежнем месте, и зеленые волны Ламанша по-прежнему носят между Котантенским полуостровом и мысом Лагос мирные баркасы рыбаков.
И тем не менее Шербург гибнет на глазах морского командования. Оно с каждым днем теряет под ногами почву.
Французский комсомол отвоевал шербургские эскадры у адмиралов и лейтенантов. Французский комсомол - лучший друг шербургских моряков.
В любом экипаже, в любом кубрике соглядатаи адмиралтейства находят теперь десятками комсомольскую литературу, портреты Ленина и членские билеты французского комсомола. А недавно на одном из миноносцев, экипаж которого неизменно ставился адмиралом в пример прочим, на этом самом миноносце командование обнаружило целую связку писем Андре Марти, героя и любимца флотской комсомолии.
И все растут комсомольские ряды на судах Шербургской эскадры.
И морское министерство, внося в бюджет статьи на увеличение ассигнований но укреплению Шербургского рейда, с тревогой задумывается: пойдет ли Щербургский флот на новую бойню, если ему прикажут это хозяева из парижских банков и бирж?
В мудром предвидении этого «если» господа Лейчи и Ко в бешенстве топают ногами на доклады секретарей о победах шербургского комсомола.
«Любой ценой - с этим надо покончить». *
«Любой ценой».
Это достаточно ясно для командира каждого крейсера «республиканской» Франции.
И после того, как полицейские облавы в кубриках перестали иметь успех благодаря выросшему конспиративному опыту комсомольских ячеек, после того как блестяще провалились на самых «надежных» судах велеречивые «увещания» командиров под сладкий аккомпанемент проповедей кюрэ - после этого морское командование взялось за последнее патентованное и излюбленное средство «демократических» республик Европы, - провокацию и шпионаж.
Из небольшой группы буржуазной молодежи флота была отобрана полсотни «самых надежных».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.