Мы увидели пришельца из Мичигана.
Из центра зерносовхоза - базы Трубецкой - трактор вез на один из совхозных участков громадное сооружение, блестевшее в солнечных лучах серебряной новизной оцинкованных поверхностей. Слепной корабль на больших красных колесах, со штурвалом и капитанским мостиком - был комбайном «Оливер».
Это может показаться невероятным, но получается так, что комбайно - строительная промышленность Америки теперь работает почти целиком на нас, на советское земледелие.
Американским фермерам, разоренным кризисом, сейчас не до покупки новых комбайнов. Летом и осенью 1930 года СССР был единственным заказчиком этих машин в Америке. Не удивительно поэтому, что наш зернотрест явился первым покупателем и потребителем «Оливеров», этих новых, наиболее усовершенствованных и мощных комбайнов, производимых фирмой Николо и Шиппард в Мичигане.
164 таких «Оливера», сложенные в ящики, прибыли в Гигант» в последние месяцы весны.
Еще тракторы «Гиганта» не вернулись с весеннего сева в соседних колхозах и совхозах, еще не закопчен план пахоты паров в самом «Гиганте», еще только на четверть метра выглянули из земли всходы яровой пшеницы, но уже все помыслы и вся энергия гигантовцев прикованы к заботам об уборке. Огромные поля сразу поспевающей пшеницы нужно убрать во - время, в срок, чтобы не осыпался ни один колос. Происходит спешное вооружение. Главное орудие боя - комбайн. В этом году, так же как и в прошлом, вся пшеница совхоза будет убрана комбайнами. 164 новых «Оливера» плюс 96 «Кольтов» и «Катерпилларов», уже работавших в прошлом году, вот вооружение «Гиганта». Собрать вновь прибывшие комбайны и отремонтировать прошлогодние - первая задача в подготовке боя.
В длинном здании мастерской идет сборка «Оливеров». У одного конца здания - распакованные ящики с выжженными американскими буквами советского адреса. К противоположному концу мастерской время от времени подъезжает трактор и вывозит из ворот уже собранный комбайн.
Сборка идет по конвейеру. Сначала центральную часть комбайна ставят на колеса, потом он постепенно обрастает валиками, цепями, гайками, сетками и десятками других деталей, наконец к нему привинчивают мотор, и, одетый во все доспехи, он выплывает из ворот, как закованный в латы рыцарь. Но не это самое интересное в сборочной мастерской.
Самое интересное в том, что этот сарай во всю свою длину перегорожен деревянными щитами пополам и что по обеим сторонам перегородки идет боевое соревнование сборщиков. Здесь работают две линии по сборке комбайнов. Был план - собирать в день 6 комбайнов. Oбe линии оставили этот план позади, обе линии перевыполняют его. Но как перевыполняют? Одна линия в день собирает четыре комбайна вместо трех. Другая - шесть вместо трех. Эта другая - молодежно - комсомольская линия имени «Комсомольской правды».
Две линии в одних мастерских, с одинаковыми условиями и - такая разница. Откуда она?
Секрет в темпах. Вот там сидят и полулежат без дела рабочие, собирающие бункеры - ящики, привинчиваемые сверху комбайна, в которые будет ссыпаться обмолоченное зерно. Собранный бункер поднят на блоке под крышу. Он одиноко висит в пустоте. Он ждет, когда к нему подойдет комбайн из соседнего агрегата, чтобы прочно оседлать его. Но комбайн не подходит. Он задержан соседями. Вот уже десятки минут, как сборщикам бункеров нечего делать.
У молодежной линии нет работы с прохладцем. Закройте глаза, и вы сразу узнаете, по какую сторону перегородки вы стоите. У комсомольцев дробь молотков куда звонче и чаще, чем у соседей, быстрота и сосредоточенность приносят с собою успех.
Один за другим «Оливеры» становятся в длинную колонну.
Сегодня, как и вчера, к этой колонне прибавляется десять вновь собранных комбайнов. Мы подходим к сборочным мастерским в 1 час дня, когда они уже кончают работу. Мы видим, что и сегодня, как вчера, у ворот молодежно - комсомольской линии вновь встали 6 собранных комбайнов. Они стоят как молчаливый упрек, как живая диаграмма энтузиазма, против четырех комбайнов соседней линии, выстроившихся по ту сторону сарая.
Но почему так рано - в 1 час дня - кончают мастерские свою работу?
Потому, что это не только сборочные мастерские. Это - курсы комбайнеров. «Оливеры» собирают курсанты, готовящиеся стать капитанами этих степных кораблей. Сборка же - это их практические занятия. Подготовить кадры, знающие на зубок сложную американскую машину, - такова вторая боевая задача «Гиганта», встречающего урожай.
К особенной заботе о кадрах зовут уроки прошлого года.
В 1930 ГОДУ В «ГИГАНТЕ» БЫЛО:
230 комбайнов.
113.130 гектаров пшеницы, 492 гектара нагрузка на комбайн и 44,4 проц. простоя комбайнов, - в том числе 14.7 проц. простоя из - за поломок.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.