Кирилл и Мефодий

Дмитрий Лихачев| опубликовано в номере №1176, май 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вот почему сходные идеи равноправия всех народов сказываются в широкой степени уже в одном из первых произведений древнерусской литературы – в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона. Если перевести рассуждения Илариона с языка теологических образов на язык обычной истории, то выясняется, что концепция Илариона состоит в том, что Русь занимает определенное место в развитии не только всех славянских стран, но и всего человечества в целом. Перед всеми народами открыты равные возможности развития, все народы равноправны, и все совершают общее дело в истории человечества.

Идеи Илариона были подхвачены и древнерусской Начальной летописью. Летопись уже в XI веке подчеркивает общее происхождение всех славян, родство их языков и письменности. Эти идеи славянского единства и равноправия с замечательной ясностью и последовательностью развиваются затем и в древневеликорусской, и в древнеукраинской, и в древнебелорусской литературах. В русском Хронографе 1512 года говорится, например, о сербах, болгарах и других славянских народностях, что все они «едино есть».

Замечательным провозвестником идеи славянского единства и равноправия всех народов был, например, и приехавший в Россию в XVII веке ученый и писатель хорват Юрий Крижанич.

Идеи равноправия народов и единства человечества не были идеями узкого круга людей образованных. Ученые являлись лишь выразителями того сознания, которое глубоко жило в народных массах. Общность письменной системы и общность книжного, литературного языка, – чем славянство обязано гениальной деятельности солунских братьев, – постоянно поддерживали это сознание.

Ни взгляды древнерусских книжников, ни взгляды Крижа-нича не имеют ничего общего с великодержавными измышлениями панславистов XIX века, пытавшихся использовать идеи славянского единства в целях утверждения господства России среди славян.

В силу ряда благоприятных обстоятельств эта черта своеобразного средневекового «интернационализма» не только дожила до нового времени, но и получила особенное развитие. Вспомним об общеевропейском характере поэзии Пушкина, о его стремлении освоить для русской литературы все культурное наследие Европы, его знаменитые «подражания» различным поэтам и поэтическим системам, начиная с поэзии античности. Вспомним в связи с этим и знаменитую речь Достоевского на юбилейных торжествах Пушкина при открытии ему памятника в Москве, в которой Достоевский подчеркивал общеевропейский и даже больше того – общечеловеческий характер его поэзии. Вспомним также исключительное внимание ко всем народам России, а также к славянству в творчестве Лермонтова, Л. Толстого, Горького, многих других русских писателей и поэтов.

Сознание связи и равноправия всех народов получило особенное значение в условиях советской действительности. Оно подкрепило идеи пролетарского интернационализма.

Идеи Кирилла и Мефодия о равноправии всех народов глубоко актуальны именно в наше время. Поэтому имена ученых-просветителей чтут не только в славянских странах. Их чтут народы всего мира.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Большой!

Многозвучие чувств