Художник и спорт

В Сухаревич| опубликовано в номере №318, июнь 1939
  • В закладки
  • Вставить в блог

В мастерской А. А. Денейка

В голубом предутреннем воздухе развевается алое знамя. Цветущую яблоню озарили первые лучи солнца... Наступает бодрое солнечное утро, и летящий на землю парашютист несет нам привет из заоблачных высот...

Во всех концах страны бодрая, здоровая молодежь. Бегут куда - то северяне - лыжники, прыгают с шестом легкоатлеты юга, летят с небес парашютисты, на зеленом поле сражаются футболисты. День людей нашей родины полон молодой радостью, спортивным волевым напряжением...

Таковы темы мозаичных плафонов станции метро «Маяковская». Сделал их художник А. А. Дейнека.

Как - то А. А. Дейнека смотрел в Нью - Йорке в советском консульстве фильм, посвященный физкультурному параду в Москве. Присутствовавшие на просмотре деловые американцы были чрезвычайно возбуждены и бешено аплодировали фильму. Через несколько дней художник побывал на спортивном празднике на одном из стадионов Нью - Йорка. Здесь был пышный парад, с цветами, оркестрами, но американцы остались к нему равнодушны. Художник понял, что здесь, в буржуазном мире, спорт - забава, парад - зрелище.

А. А. Дейнека привез из - за рубежа чувство гордости и радости за свою страну. Художник хочет показать советский спорт как явление, характеризующее обновление страны. Свой замысел он осуществляет, пристально изучая жизнь своих излюбленных героев - физкультурников. Мы в мастерской художника.... На мольберте - лист ватмана, и в него уже вписан углем командир Красной Армии па утренней физкультурной зарядке. Это будущий плакат, посвященный приказу К. Е. Ворошилова о физкультуре в Красной Армии. Откинем клеенчатую ткань с постамента - и перед нами вылепленный из пластилина торс мальчика, прыгающего с вышки. На уголке мольберта - эскиз барельефа: ездок на лошади. А вот фотография со скульптуры художника «Стометровка». Напрягая все силы, мчится к старту стройная девушка. У стены огромный холст. Бойцы Красной Армии принимают душ после физкультурной зарядки.

Работая во всех жанрах изобразительного искусства, А. А. Дейнека в своих трудах сохраняет верность излюбленной теме.

С детского возраста А. А. Дейнека бегал, плавал, занимался гимнастикой. Это обогатило его спортивным опытом и заставило здесь, в знакомой области, искать вдохновения для своего искусства.

Первая трудность в работе над спортивной темой состоит в том, что физкультурник всегда в движении, что он не позирует художнику. На улицы страны, до революции не знавшей массового спорта, вышли тысячи стройных загорелых юношей и девушек. У нас как бы возродился культ красоты и здорового тела, прославивший древнюю Элладу. Таким образом, спорт ставит новые задачи перед искусством и сам по себе является новой чертой в жизни страны.

Физкультурники А. А. Дейнека - живые люди. И они реально существуют на холсте, сохраняя и свободу движения и собранность. Передать это - труднейшая, но почетная задача художника.

На полотнах художника мы видели боксеров, бегунов, акробатов, футболистов, конькобежцев, представителей всех видов спорта. Все они самобытны и своеобразны. Уменье подметить типичное достигается нелегко.

Художник не расстается с альбомом, толстым как библия. Будто бы читая, он незаметно для своих натурщиков - у ринга, на катке, на стадионе - делает кроки и зарисовки. Иногда это только намек, только деталь. Это заметки из записной книжки художника, материал к будущим картинам, плакатам, скульптурам.

Физкультура приобрела в нашей стране необычайный размах. Футболисты, что бегут по зеленому полю, и большинство зрителей, заполняющих трибуны, - люди одной воли. Спортсмены смотрят на спортсменов. На наших стадионах нет игроков, подчиняющих все азарту. Зрители ценят в спортсмене волю, сообразительность, быстроту ориентировки, точность. В советских физкультурниках в высокой степени развито сознательное, волевое начало: не только бицепсы, но и ум, не только сила, но и точность и комбинаторские способности. В любом соревновании проявляются эти качества, и художнику надо их увидеть и передать.

В линейную или круговую композицию, в готовые шаблоны не вписать фигуры советского спортсмена. Композиция советской спортивной картины должна быть построена на новых принципах. Она должна быть упругой, динамической, естественной и своеобразной.

Все эти мысли и догадки наполовину подсказаны художнику мастерами спорта. Градополов, Васильев, братья Старостины, сестры Второвы - консультанты художника и, как он говорит, «разговаривающие натурщики». А. Дейнека признает, что отходом от схематизма и графической сухости он обязан во многом и этим своим учителям.

Художник никогда не упускает случая запечатлеть в альбоме гибкое тело, прыжок, движение - все, что связано с близким ему миром спорта. На этой странице вы видите зарисовки из походного спортивного альбома А. А. Дейнека, любезно предоставленные нам художником.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Спортивная смена

Заметки тренера