- А хватит ли хлопка?
- Справится ли наша турбина с расширяющейся потребностью силовой энергии?
- Как электрическая станция?
- Улучшится ли качество утка? Все эти вопросы как - то отодвинули на задний план личные интересы. И это понятно, поскольку вся фабрика сейчас живет вопросами рационализации и перехода на 7 - часовой рабочий день.
Было на Дрезне 80 тысяч метров в день, сейчас будет 115 тысяч. Это одно; и еще - 900 новых рабочих идут в производство.
Но от общезаводских дел заглянем на минутку в ячейку. Сюда приходят ребята с цехов рассказывать секретарю Мишке Кузнецову дневные новости. Вот пришла комсомолка Огородникова. Она - человек опытный, на станках работает давненько, и поэтому ей поручили проверку квалификации фабзавучников. Она приходит, с радостью сообщает, что ученицы Подцепкина и Бунина из банкаброшного отдела или Федорова из заторного не только хорошо умеют заправлять нитки и хорошо работают на машине, но знают весь процесс прядения. Огородникова говорит:
- Да ведь у нас взрослые работницы, поработавшие 20 лет, не знают, отчего происходит крутка и за счет чего идет намотка.
Забот у ячейки много. Вот пришел паренек, бывший фабзавучник, его оттуда сократили за теоретическую неуспеваемость, хотя практически парень знает хорошо станок. Пока он ходит в «подсобниках». Нужно дать человеку квалификацию.
Опять же идет досрочный выпуск ФЗУ. Надо туда набрать людей. А попробуй, набери! Это не так просто. Из детей рабочих мало кто подготовлен к сегодняшним требованиям ФЗУ. Есть рядом с фабрикой семилетка. Но набор ФЗУ означает развал семилетки, ибо ребята бегут оттуда. Что тут делать? Можно было бы набрать молодежь в броню с тем, чтобы подготовить их раньше на курсах. Но ячейка не напирала, и дело это прозевали.
Вообще сейчас предприятия сталкиваются с целым рядом вопросов, с которыми они раньше не мыслили столкнуться. Скажем, сейчас нужно в банкаброшный отдел 49 человек. А на учете их только семь. Что делать? Пошарили на фабрике и обнаружили еще 25. На огромном фабричном хозяйстве десятки людей работают не по специальности. Сейчас их нужно выявить, разузнать их квалификацию. При мне в завком приходили старые ткачи и ткачихи; они, как бы расправляя плечи от закосневшей крестьянской будничной жизни, в которую их бросила война, голодовка и пр., приходят просить дела. Видно, что людей тянет к родному станку.
Сменка на фабрике - это новые люди и новые заботы. Идет молодежь, ее надо вооружить квалификацией, ее нужно сдружить со станком, научить ее выслушивать этот станок. Эта задача сложная, почетная.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.