Исполнилось сто лет со дня смерти одного из крупнейших русских художников XIX
века, Карла Павловича Брюллова. Великий мастер кисти, прославивший своими картинами русское искусство, Брюллов вместе с тем был человеком высоких гуманных идей, патриотам своей родины.
Карл Павлович родился 12 декабря 1799 года в семье живописца-миниатюриста и скульптора-резчика. Отец был его первым взыскательным учителем. В возрасте десяти лет Брюллов поступил в Академию художеств. Учёба в академии давалась ему чрезвычайно легко. Брюллов скоро стал первым, признанным всеми ученикам, блестяще выполнявшим вое экзаменационные работы. Он неоднократно награждался серебряными и золотыми медалями.
Творческая инициатива учеников академии была скована канонами классицизма, который к этому времени уже изжил свои прогрессивные возможности'. Эти каноны требовали от художника строгого следования академическим образцам и соблюдения формальных правил. В годы своего пребывания в академии Брюллов подчинялся этим порядкам, поэтому его первые работы и носят в себе многие характерные элементы академизма.
В 1821 году Брюллов кончает курс академии с аттестатом первой степени и Золотой медалью. С этого же времени в его творчестве начинают ярко проявляться черты реализма. Это вызывает конфликт между ним и руководствам академии. Благодаря поддержке «Общества поощрения художников» Брюллов получил возможность поехать за границу для совершенствования своего мастерства. Пройдя короткие курсы, Брюллов, как и многие русские художники того времени, поселился в Италии (1823-1836 годы).
Новое, что проявилось в творчестве Брюллова, явилось отражением тех огромных социальных и политических сдвигов, которые происходили в русском обществе в 20-х годах XIX века. Своеобразно преломляясь в литературе и живописи, эти сдвиги положили начало новому направлению в искусстве, стремившемуся к правдивому отражению действительности. Первую славу Брюллову приносят две картины из быта простых людей Италии - «Итальянское утро» и «Итальянский полдень». На упрёки академистов, возмущённых тем, что молодой художник ищет красоту не в старых формах, а в жизни, Брюллов отвечал, что он «намерен искать красоту в формах натуры, которые нам чаще встречаются».
В 1830 - 1833 годах Брюллов пишет свою знаменитую картину «Последний день Помпеи», изображающую ужас и отчаяние людей, застигнутых внезапным извержением Везувия. В этой картине было много нового, поражавшего и увлекавшего зрителей. О вей впоследствии Герцен писал:
«На громадной картине вы видите группы испуганных, остолбеневших людей; они стараются спастись; они погибают среди землетрясения, извержения вулкана, катаклиама;
они падают жертвой дикой, тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезно. Таково вдохновение, навеянное петербургской атмосферой».
Особый восторг эта картина вызвала в Италии, которая некогда дала миру много великих мастеров (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан и др.), а теперь прозябала под жесточайшим гнётом австрийской военщины. Брюллов был избран «профессором' 1-й степени» Флорентийской академии художеств. Хорошо встретили картину и во Франции, где сразу же были сделаны с неё многочисленные гравюры (работы Жирафа), широко распространившие славу картины.
В 1836 году Брюллов возвратился на родину и целиком отдался творчеству.
Обладая огромной работоспособностью и вместе с тем необычайным талантом, он быстро пишет большое количество картин на исторические и бытовые темы. Особенное значение имеют написанные им портреты, в которых он сочетал удивительное мастерство рисунка с передачей внутренней жизни изображаемого человека, то есть становился на путь художественного реализма. Его «Автопортрет», портреты Крылова, Жуковского, Струговщикова, «Всадница», портрет Самойловой и другие принадлежат к шедеврам русской живописи. Известно, как восхищался мастерством Брюллова Пушкин.
К. Брюллов был не только замечательным мастерам живописи, но и воспитателем молодых художников. Его школу прошли великий украинский поэт и живописец Т. Г. Шевченко, в личной судьбе которого Брюллов принимал большое участие, и замечательный русский художник П. А. Федотов.
Брюллов внёс в русскую живопись свет, игру красок, нежную грациозность, приблизил её к жизни. Своим могучим талантам он нанёс последний удар обветшавшему консервативному классицизму и расчистил путь торжеству художественного реализма, к которому он силой своего гения тянулся в лучших своих произведениях.
Последний день Помпеи.
Государственный Русский музей. Ленинград.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.