Календарь «Смены»

опубликовано в номере №428, март 1945
  • В закладки
  • Вставить в блог

Апрель

«Вася Тимм»

Подпись эта часто встречается на страницах петербургских журналов середины прошлого века под зарисовками, иногда наполненными бодростью и весельем, иногда подёрнутыми усталой грустью старого Петербурга. Автор этих любопытных рисунков - талантливый художник - карикатурист, «певец будничных мелочей повседневного русского быта» Василий Фёдорович Тимм.

Воспитанник Академии художеств, собиравшийся посвятить себя живописи, Тимм в бытовом рисунке нашёл своё призвание и остался ему верен до конца жизни. Тонкий наблюдатель в отличный рисовальщик, он много лет подряд в простой и бесхитростной манере добросовестно фиксировал многообразную русскую действительность и неутомимо заносил в свой альбом встречавшиеся на его пути интересные типы, налету схваченные живописные сценки.

«Целью моей было, - пишет сам Тимм, - изображение всего замечательного в России, всего близкого русскому сердцу, всего драгоценного для русской жизни-, с исключением всего иностранного, не касающегося России».

И Тимм твёрдо проводит это правило в жизнь. С карандашом в руках он объезжает необъятную страну и заносит на бумагу свои впечатления-зарисовки: героических подвигов славных бойцов на севастопольских бастионах, характерные лица прославленных писателей, популярных актёров, учёных и т. д. Художник-репортёр, он оставляет огромное количество блестящих иллюстраций - своеобразную художественную хронику общественной жизни 40 - 50-х годов.

В. Ф. Тимм создаёт новый в России вид плаката-обозрения - «Русский художественный листок». В течение двенадцати лет «каждые десять дней выходит в свет очередной номер «Листка» и служит верной художественной летописью событий и мод, нравов и вкусов России.

Блестящую галерею типов творит Тимм-карикатурист. Он иронически отображает «житейскую накипь» и с тонким юмором передаёт мелькающие перед ним уличные тени. Тимм любит Петербург горячей любовью. Он страстно привязан к неугомонной улице большого города и в восторге от её суеты.

Мы приводим два рисунка, характерные для творчества скончавшегося пятьдесят лет назад талантливого художника. Вверху - силуэтный рисунок «На катке». Подпись под карикатурой внизу гласит: «Что ты наделал!... Позвал гостей, нигде и ничего не готовили, а из трактира уже не отпускают на счёт». «Полно кричать, Анелюшка. Доставь, откуда хочешь, а после обеда, на зелёном сукне я всё наверстаю... Оберу молодежь!»

«Батько» украинской сцены

Марко Лукич Крапивницкий на украинской сцене занял особое место. Драматург, сам писавший для себя пьесы, режиссёр, сам ставивший свои произведения, актёр, игравший в этих пьесах главные роли, он вошёл в историю украинского театра как колоритнейшая фигура «мастера па все руки».

В профессиональный театр Кропивницкий пришёл после хоровых кружков, любительских спектаклей и долгой чиновничьей лямки.

Одесса, где состоялся первый дебют Кропивпицкого, восторженно приняла его сочный юмор, весёлые присказки и знакомые с детства народные песни. Созданная им в Харькове «малороссийская» труппа открыла первую блестящую страницу в истории нового украинского театра.

Марко Лукич со своей группой исколесил все города и просёлки родной Украины. В автобиографии он образно описывает провинцию, где ему приходилось выступать:

«Перед концом великого поста пригласила меня опереточная артистка Медведева приехать в Мелитополь и заехать в ту гостиницу, во дворе которой был летний театр. Утром, посмотрев в окно, увидел я какую-то халабуду с красной занавесью, на которой были налеплены из золотой бумаги месяц и звёзды. Когда лакей принес мне чай, я спросил: «Что это такое?» - «Театр», - ответил он. - «А публика, как же, неужели под открытым небом стоит?» - «Да-с! Для лучшей публики ставят стулья, а остальная стоит. Пошёл я на репетицию, спросил, где уборная. Уборной не оказалось: актёры должны были одеваться и гримироваться в номерах гостиницы и в таком виде идти через двор в театр. До начала спектакля это ещё ничего. Мне же пришлось после Любима Торцова («Бедность не порок») перегримироваться» в Михейча («Ночное»), и, когда я шёл перегримированный в театр через двор, публика гоготала и тюкала... Вот в каких помещениях приходилось актёру прославлять Мельпомену!»

Кропивницкий великолепно знал Украину. Пьесы его насыщены яркими образами дореволюционного села. Талантливый мастер написал до 50 пьес. Многие из них и теперь, спустя 35 лет со дня смерти их автора, являются любимейшими произведениями национального украинского репертуара.

Морской устав Петра

Создатель русского флота Пётр Первый оставил потомству интереснейший документ: 24 апреля 1720 года - двести двадцать пять лет назад - им был обнародован «Устав Морокой о всём что касается доброму управлению в бытности флота на мори». Устав сыграл огромную роль в укреплении молодого военно-морского флота. Неисчерпаемая энергия Петра, его страстная любовь к морскому делу создали первоклассный по тем временам флот, давший России выход к морю. Этот флот насчитывал только в Балтийском море 48 больших линейных парусных кораблей и около 800 галерных (гребных) судов.

Морское законодательство Пётр считал не менее важным, чем судостроение. Он лично, написал программу первого морского устава и работал над его текстом. Пётр ввёл в устав узаконения об организации флота, права и обязанности чинов по время плавания, порядок службы на военных судах в эскадрах.

Пот несколько характерных пунктов петровского устава:

«Никого не иметь добраго матроза, ежели не был на море 5 лет (и не 20 лет от роду) а мичман ранее 7 лет разве какой чрезвычайный случай будет.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Мысли и афоризмы

Русские писатели о любви