Март
Среди густых лесов и непроходимых болот затерялся поселок Пенс Маленькие, крытые тёсом домики, окруженные палисадниками. Центральная площадь посёлка со сквером. В сквере, над широкой пятиконечной звездой - клумбой, возвышается памятник Лизе Чайкиной.
Бронзовый бюст Лизы поставлен на мраморный, усечённый кверху пьедестал. На одной из сторон его золотом выгравировано: «7 марта 1942 года». Это - день, когда было присвоено звание Героя Советского Союза бесстрашной партизанке, схваченной немцами во время распространения газет и листовок с речью товарища Сталина.
Памятник этот сооружён по инициативе комсомольцев в третью годовщину со дня гибели Лизы Чайкиной. Но, кроме него, иной памятник воздвигла пеновская молодёжь в честь своего героически погибшего вожака.
Когда немцы под ударами Советской Армии отступали из Великолукской области, они уничтожили в Пеновском районе одиннадцать селений: 1500 крестьянских изб было сожжено оккупантами, разрушены крупный лесопильный завод, сотни школ, изб - читален и клубов. Казалось, жизнь здесь замерла надолго.
С первых же дней освобождения молодёжь деятельно принялась за восстановление родного посёлка л прилегающих сёл. Сейчас в районе уже построено 850 колхозных изб. 500 из них сооружены комсомольцами. В первую очередь молодёжь отстроила деревню Руно, где родилась Лиза. В центре её теперь стоит большая пятистенная изба, где живёт семья Чайкиных: мать, отец и младший брат Лизы - Александр. Восстановлена изба - читальня в Залесском, где более трёх лет работала избачом Лиза. Вся молодёжь Пено строила среднюю школу, куда после работы в райкоме любила заходить Лиза, чтобы побеседовать со школьниками, посоветоваться с учителями, позаниматься в Физкультурном зале...
Так молодежь чтит память своей землячки Героя Советского Союза Елизаветы Ивановны Чайкиной.
Имена двух замечательных актёров - трагиков гремели по России второй четверти прошлого века: Павла Мочалова и Василия Каратыгина. «У нас два трагических актёра», - писал В. Белинский. Мочалов служил в Москве, Каратыгин - в Петербурге, на сцене Александрийского театра, и печать обеих русских столиц горячо спорила о том, кому из них принадлежит пальма первенства.
Василий Андреевич Каратыгин, 145 лет со дня рождения которого исполнялось 10 марта, происходил из театральной семьи: отец его был актёром и режиссёром, мать - актрисой. Родители не готовили юного Каратыгина к сценической карьере: они отдали его учиться в Горный корпус, после окончания которого он поступил в департамент внешней торговли. Но талантливый юноша с раннего возраста пристрастился к театру, и в дальнейшем ничто уже не смогло преодолеть эту страсть: в мае 1820 года восемнадцатилетний Василий Каратыгин дебютировал в роли Фингала из одноимённой трагедии В. Озерова.
Казалось, самой природой Василий Каратыгин был создан для того, чтобы нести на своих плечах героический репертуар того времени, выступая и в классической трагедии и в мелодраме: он имел высокий рост, тройную фигуру и редкий по силе и красоте голос. Большой талант и неустанная работа над совершенствованием природных данных, тщательной подготовкой и отделкой ролей быстро принесли ему славу выдающегося актёра. И спустя немного времени В. Каратыгин безраздельно завладел подмостками Петербурга как его первый и любимейший артист.
Множество ролей сыграно В. А. Каратыгиным. Лучшими его созданиями были образы Людовика XI в мелодраме К. Деламиня и Велизария в драме Э. Шейка. «Если бы г. Каратыгин, - писал Кони, - во всю свою жизнь не создал другого характера, кроме Людовика XI, то имя его никогда не умерло бы в летописях русского сценического искусства». Восторженную оценку исполнения Каратыгиным роли Велизария оставил нам В. Белинский:
«... Когда я увидел Каратыгина - Велизария, в триумфе везомого народом по сцене в торжественной колеснице, когда я увидел этого лавровенчанного старца - героя, с его седою бородою, в царственно скромном величии, - священный восторг мощно охватил всё существо моё и трепетно потряс его. Театр задрожал от взрыва рукоплесканий... А между тем артист не сказал ни одного слова, не сделал ни одного движения - он только сидел и молчал... Снимает ли Каратыгин венок с головы своей и полагает его к ногам императора или подставляет свою голову, чтобы тот снова наложил на неё венок, - в каждом движении, в каждом жесте виден герой, Велизарий...»
В 1771 году в Москве свирепствовала чума. Люди разбегались из города, а оставшиеся в нём думали только о том, чтобы дожить до следующего дна, не обнаружив на теле - страшных пятен, означавших, что для человека ней кончено - Трудно было в эти дни заглядывать в будущее, думать о новых архитектурных сооружениях, которые должны быть воздвигнуты в родном городе, когда минет бедствие. Но Василий Иванович Баженов, прославленный архитектор, ни на минуту не прерывал кропотливых, сложных работ по созданию модели грандиозного дворца в Кремле, стоимость которого определялась в 30 миллионов золотых рублей. Подвиг Баженова, однако, был напрасен. Когда начали строить гигантское здание, Екатерина II вдруг заявила архитектору, что постройка Кремлёвского дворца отменяется. И только чудесная модель, обошедшаяся 60 тысяч рублей, осталась памятником замысла Баженова.
Неудачи преследовали В. И. Баженова всю жизнь, потому что в те времена судьба любого художника целиком зависела от прихоти «покровителей». Проект Большого Кремлёвского дворца, проект «Института для благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге» так и остались неосуществлёнными. Ужасные минуты пришлось пережить великому архитектору, когда Екатерина II после осмотра нового дворца в Царицыне, построенного Баженовым, приказала немедленно срыть великолепное здание.
Но талант Баженова и его настойчивость были так велики, что даже в тогдашних условиях он создал дворцы и дома, до сих пор являющиеся гордостью русской архитектуры. Творчество Баженова достигло необычайной силы и расцвета, потому что основой его было народное русское искусство, а школу мастерства он прошёл у величайших архитекторов того времени.
...210 лет назад, 12 марта 1737 года, в семье бедного дьячка Ивана Баженова родился сын Василий. Он с детства решил: «буду строить дома и дворцы». И хотя ничто в начале его жизни не сулило исполнения этой мечты, Василий Иванович Баженов достиг вершины творческого подъёма, пройдя сквозь все трудности своего века. Он испытал величайшие разочарованна и восторги, какие только могли выпасть на долю художника. II несчастна не сломили его, он творчески жил до последних дней и умер 2 августа 1799 года в разгаре работы, поглощённый делами Академии художеств, первым вице - президентом которой В. И. Баженов был назначен за пять месяцев до смерти.
«Нет чистой науки и прикладных наук, а есть наука и её приложения! Теория без практики лишена социального содержания, практика без теории вырождается и грубый эмпиризм...»
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.