Календарь «Смены»

опубликовано в номере №434, июнь 1945
  • В закладки
  • Вставить в блог

Родоначальник русского сатирического жанра в живописи, замечательный художник Павел Андреевич Федотов оставил нам блестящую галерею художественных документов, ярко обличающих нравы крепостнической и дворянско-бюрократической России. Выдающееся место среди них занимает картина «Сватовство майора или поправка обстоятельств женитьбой», принесшая её автору славу и звание академика. Ближайший друг талантливого живописца Дружинин рассказывал, как работал Федотов над этой картиной.

При создании «Сватовства» Федотову, писавшему свои полотна только с натуры, понадобилась комната, подходящая к задуманному им сюжету. Под разными предлогами входил он во многие купеческие дома, однако всё оставался недоволен. «Там хороши были стены, но аксессуары не ладили. Там годилась обстановка, но комната была слишком светла и велика». Проходя один раз близ Гостиного двора, около какого-то трактира, художник сквозь окна заметил люстру с закопчёнными стёклышками, которая «так и лезла сама в картину». Тотчас же зашёл он в таверну с огромным удовлетворением увидел то, что искал так долго. «Стены, вымазанные желто-бурой краской, картины самой наивной отделки, пожелтевшие двери» - все это совершенно согласовывалось с тем, что столько дней носилось в воображении живописца.

Едва одолел он первую трудность, явились другие. Нужно было сыскать купца, его жену, невесту, прислугу, жениха. Розыски живых типов по Петербургу не были в тягость наблюдательному живописцу. Но где, не входя в долги, достать денег на плату натурщикам? Обязываться Федотов не любил, долгов боялся, как болезни, лишающей человека весёлости и независимости. И вот, жертвуя скудными сбережениями. Павел Андреевич всё-таки сумел выполнить большую часть своей задачи. «Какой-то добродушный купец охотно согласился дать скопировать свою особу, один из знакомых офицеров сам вызвался служить натурой для жениха, беспрекословно облачаясь в мундир и стоя на одном месте столько времени, сколько было нужно по работе». На Толкучем рынке живописец высмотрел несколько старух и сидельцев, пригласил к себе, угостил чаем, нанял на сходную цену и во время работы беседовал с ними так, как только умел беседовать один Федотов. Платье, мебель и мелкие вещи взяты были у приятелей, а старые и загрязнённые предметы выбирались из лавок или на толкучке...

Так создавал своё замечательное произведение выдающийся мастер «живописи быта и нравов», сто лет назад впервые зло высмеявший всю продажность брака по расчёту, процветавшего в дворянско-купеческой среде.

П. А. Федотов, родившийся 130 лет назад -4 июля 1815 года, - был всесторонне одарённым самородком. Он одинаково хорошо играл на скрипке и гитаре, рояле и флейте и написал ряд песен и романсов.

Славянский лев

В. Лукашевич

После дерзкого рейда к станице Великокняжеской, где были разгромлены белогвардейцы, полк Первой Конной армии, которым командовал Дундич, остановился на ночь на хуторе Серебряковом. Бойцы валились с коней от усталости. Дундич выставил боевое охранение.

- Ако буде тревога, - сказал он, - збирштина у церкви, уз плацу.

Перед рассветом, когда бойцы спали, к хутору подошли свежие силы врага, смяли охранение и заняли площадь у церкви. Полк, отстреливаясь, собирался на окраине.

Разбуженный выстрелами, Дундич поскакал к церкви, где был назначен сбор. Возле церкви, белой с синими куполами и старыми тополями за оградой, шевелилась конная колонна.

- Уже у збирштине? Молодцы! - весело закричал Дундич.

Странный крик ответил ему; отделились и понеслись навстречу всадники. «Враги!» - понял Дундич, выхватил клинок, вынул маузер.

Всадники налетели, окружили. Белогвардейский офицер кричит солдатам:

- Живым брать! Живым!

Несколько рук уже схватили косматую бурку. Трижды блеснул клинок Дундича, дважды грянул маузер; пять коней с пустыми сёдлами метнулось прочь...

В кавалерийском бою Дундич был непобедим: он виртуозно владел оружием. С одинаковой силой рубил правой и левой рукой: разрубал всадника до седла. В бою Дундич брал клинок в левую руку; в правой он держал маузер, из которого стрелял без промаха. Конём управлял ногами. Дундич с детских лет привык к седлу.

Это был беспримерный бой одного с толпой врагов. Дундич метался со сверкающим клинком в кольце всадников, поражая белогвардейцев одного за другим. Когда Дундич прискакал в деревню, где стоял штаб дивизии, он был весь забрызган кровью, а от рубахи оставался только воротник. Но это была чужая кровь.

Первая Конная армия горячо любила Дундича; бойцы-украинцы переделали его сербское имя Алекса на украинское Олеко, русские звали его то Иваном Антоновичем, то Антоном Ивановичем как вспомнится. Весёлый и приветливый, Дундич откликался всем.

Алекса Дундич погиб в бою 7 июля 1920 года возле Ровно. Первая Конная похоронила его в парке князей Любомирских.

Накануне была страшная гроза; в огромных лужах блистало июльское небо. Грянул ружейный салют, облачко порохового дыма расплылось в ветвях старого бука. Бойцы плакали.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены