Июль
«Шепетовка - это небольшой городок на Украине... Здесь в годы гражданской войны сталкивались силы революции и реакции. Насколько ожесточенной была борьба, можно представить по тому, что Шепетовка до тридцати раз переходила из рук в руки», - вспоминал Николай Островский о городе, в котором он вырос и где сражался в дивизии прославленного Котовского, частях Первой Конной армии.
25 лет назад - 1 июля 1920 года - Красная Армия вошла в Шепетовку. Вместе с войсками в родной город вошёл и комсомолец Коля Островский. Всё в атом городке было ему знакомо и дорого. На этом вокзале работал он кухонным мальчиком в станционном буфете. Здесь, когда большевики в период оккупации уходили в подполье, он помогал им в борьбе с врагами: собирал нужные сведения, информировал старших товарищей о том, что творится в городе. На этих заборах расклеивал он пламенные воззвания, призывавшие шепетовских рабочих к восстанию против немцев. Здесь, когда над Шепетовкой взвился красный флаг, Коля Островский со своими друзьями Валей и Серёжей Брузжак стали первыми комсомольцами.
«Вместе с комсомольским билетом, - писал в 1935 году комсомольцам Шепетовки талантливый писатель Н. А. Островский, - мы получали ружьё и двести патронов. Неувядаемой славой покрыли себя первые комсомольцы Шепетовки -
верные помощники партии».
Коля Островский сразу начал работать телефонистом в ревкоме. В это же время он активно помотал молодой советской власти в борьбе с контрреволюцией. Небольшой городок кишел ставленниками немецкой разведки и её последышами - украинскими националистами. Шпионы превратили Шепетовку в центр вредительской работы.
Однажды Николай получил задание: узнать адрес подозрительного человека, который неизвестно откуда появился в Шепетовке. Очень быстро Коля выяснил это. Председатель ревкома И. С. Линник (Долинник - в романе «Как закалялась сталь») ночью с помощником отправился на подозрительную квартиру для обыска. Николай тоже пошёл с ними. Он остался стоять у калитки.
Линник перерыл всё в комнате, но обнаружить ничего не удалось. Вдруг входит Николай и подаёт какую-то сумочку. В ней оказались документы, которые неопровержимо доказывали, что этот человек - шпион. Николай Островский рассказал, как при стуке Линника в дверь дома, тихо открылось окно, как высунулась из него рука и что-то осторожно повесила на ставню. Коля подкрался к окну, снял сумочку и принёс её Линнику. Захваченный диверсант входил в большую шпионскую организацию. Бдительность молодого Островского помогла товарищам из ревкома раскрыть крупный контрреволюционный заговор. Так боролся с врагами народа и защищал родину подросток Николай Островский - замечательный представитель молодого поколения Октября, один из многих тысяч комсомольцев, заслуживших в горячих схватках с врагами Коммунистическому союзу молодёжи первый боевой орден Краевого знамени.
Восьми лет пришёл он в сельскую школу. Он уже умел читать, писать и прекрасно знал таблицу умножения. Тетради и учебники у него были, как новенькие. Уроки он знал на «отлично», а сочинения выполнял лучше всех в классе. Он очень любил русские песни и всегда что-нибудь напевал.
- Учиться, только учиться! - говорил он и позже, когда обучался в Валуйском училище, и ещё позже, когда начал работать секретарём волостного исполкома. Это была заветная мечта комсомольца Николая Ватутина.
Но ученье пришлось отложить до лучших времён. Махновщина гуляла по степям Украины. Пьяные, разгульные банды Нестора Махно грабили мирное население, проникали в тылы Красной Армии, громили склады, сжигали хлебные запасы, убивали коммунистов и комсомольцев и бесследно исчезали. В стрелковом полку, брошенном в Старобельский район на разгром махновских отрядов, начал военную службу боец-комсомолец Ватутин. Это было двадцать пять лет назад.
... Красноармейский отряд всё время шёл по следам махновских тачанок. Третьего июля 1920 года стоял жаркий, удушливый день. Отряд расположился лагерем в ограде небольшой сельской церковки. Разведка донесла, что махновцы засели в шестидесяти километрах в большом кулацком селе. Оставив в ограде кашевара и раненого бойца, командир поручил их красноармейцу Ватутину и выступил с отрядом в поход.
Ватутин медленно расхаживал по лагерю, тихо напевая, когда заметил вдалеке облачко пыли. Через мгновенье показались около двух десятков всадников. С визгом и гиканьем махновцы мчались к красноармейскому лагерю. Ватутин выдал по две винтовка кашевару я раненому и открыл огонь. Первый же залп сбил двоих бандитов с коней. Перестрелка продолжалась больше часа. Спешившиеся махновцы так и но рискнули приблизиться к лагерю. Подобрав раненых, они ускакали прочь.
Когда красноармейский отряд вернулся в село, Ватутин так же спокойно бродил вдоль отрады и напевал свои любимые песни.
- Товарищ Ватутин, ведь вы герой! - сказал ему узнавший о неравной стычке командир.
- Ничего, я только начинаю заниматься военной наукой! - весело ответил Николай Ватутин. - Сегодня для меня памятный день - первое боевое крещение. Мой первый военный урок!...
... Заветная мечта молодого Ватутина сбылась. Группа бойцов-комсомольцев направлялась на курсы красных командиров. В ней был и Ватутин. Курсантом Полтавской пехотной школы он мечтал о военной академии; в Военной академии имени Фрунзе готовился к Академии генерального штаба. Он многому научился. Но не уставал повторять: «Учиться, учиться и учиться!»
Эту мечту о непрерывном пополнении знаний пронёс через всю свою жизнь воспитанник комсомола, прославленный полководец сталинской школы, герой Великой Отечественной войны генерал армии Николай Фёдорович Ватутин.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.