Сейчас Алеша много сил и времени отдает работе на натуре, стремится достичь большей точности и выразительности в передаче пластики человеческого тела. И мечтает о том дне, когда станет настоящим художником и сможет иллюстрировать книги. Чтобы любимые его герои стали добрыми знакомыми для всех нас.
Далеко от Москвы, там, где своенравная Зея сливается с могучим Амуром, живет Костя Бессмертный. Ему, коренному жителю Благовещенска, 14 лет. Он учится в городской детской художественной школе. Школа занимает несколько комнат во Дворце пионеров, окна которого выходят на набережную Амура – реки-границы. Здание построено в конце прошлого века по проекту венских архитекторов в стиле итальянского ренессанса и барокко.
Сказать, что Костя с малых лет выделялся необыкновенными способностями среди сверстников, нельзя. Рос, как большинство детей, как все, рисовал – не лучше, не хуже других.
– Когда мне было года четыре, – рассказывает он, – мы жили в старом деревянном доме. Каждый вечер с двоюродным братом забирались на большущий бабушкин сундук, устраивались поудобнее и рисовали...
Они изображали на бумаге то, что волнует в этом возрасте мальчишек, – самолеты и корабли, солдат и пограничников с собакой, море, горы, города. Брат рисовал хорошо, хотя нигде этому не учился. И Косте очень хотелось не отстать от него: брал сделанные братом картинки и по нескольку раз старательно их перерисовывал.
А в детском саду ему понравилось лепить из пластилина. Сначала «работал» в одиночку, но вскоре так «заразил» всю группу, что даже воспитательница увлеклась этим занятием.
В художественную школу Костя пошел неохотно. Считал, что рисовать уже может, а изображать целыми днями кувшинчики да цветочки совсем неинтересно. Отвела его в школу мама, учитель истории. На первом же занятии мальчик понял, что правильно нарисовать даже простую стеклянную баночку не умеет.
Давно ли переступил он, маленький, худенький мальчуган, порог детской художественной школы, принеся беспомощный, но старательно выполненный рисуночек эмалированной кружки! Теперь, когда смотришь на его работы, даже не верится, что Костя, имевший самые смутные представления о законах рисования, смог так быстро научиться свободно и уверенно владеть красками, логично и точно выстраивать композицию рисунка. А ведь прошло всего четыре года учебы. Правда, наполненных самоотверженным трудом. Он привык к дисциплине, к жесткому распорядку. И если порой его прямо-таки подмывало на уроке нарисовать вместо какого-нибудь заданного кувшина сидящего рядом приятеля или самого учителя, он сдерживал себя и терпеливо корпел над заданием. Но уж дома «выливал» на бумагу накопившиеся за день впечатления...
Класс, в котором учится Костя, очень дружный. И эта дружба играет немаловажную роль в развитии творческих способностей Кости. Ведь одноклассники первыми видят, обсуждают его работы, а уж они-то самые строгие и беспристрастные критики.
Костя особенно любит рисовать многофигурные картины на исторические темы – в этом они близки с Алешей Куколевым. Однажды Костя услышал рассказ своей бабушки о гражданской войне, о том, как хозяйничали на Дальнем Востоке японцы. Костя тут же сделал несколько набросков. А позже родилась и сама картина «Интервенция».
Название другой его работы – «Первопроходцы» – говорит само за себя. Костя посвятил ее тем, кто первыми обживал, осваивал богатый суровый край. С детским неуемным восторгом и любовью изобразил он казаков-забайкальцев, которые бесстрашно преодолевают бурные реки, чащи векового леса, уверенно и смело продвигаясь в глубь тайги.
Два года назад школа наградила Костю путевкой во Всесоюзный пионерский лагерь «Орленок».
– Когда в лагере объявили, что будет проходить конкурс поделок из природных материалов, – вспоминает Костя, – я сразу же помчался на побережье. Под песком нашел подходящую для работы глину и стал лепить джинна.
Джинн оказался добрым и смешным и так понравился ребятам и жюри, что Косте присудили первое место. А еще он привез домой медаль за участие в выставке рисунка.
Много и упорно рисует Костя на натуре. Это и понятно: именно в общении с природой, с окружающим миром тренирует художник наблюдательность, развивает пространственное мышление, ищет вдохновение. Летом, во время каникул, он отдыхал в деревне, помогал косить траву, метать стога. И ни на минуту не расставался с этюдником. Сделал множество набросков, которые использовал во время работы над акварелью «Сенокос», где передал впечатления от увиденного.
Не беда, что резок порой цвет в акварелях, пестроват колорит, не хватает организованности в композиции. Что ж, наверное, именно так – насыщенно, остро и ярко – воспринимает его глаз краски окружающего мира. Со временем восторги детства обретут гармонию и уравновешенность. Но художнику очень важно при этом сохранить в душе свежесть и чистоту мироощущения юности, без чего любой талант быстро блекнет и иссякает.
Ребята рисуют... Это способ самовыражения. Другие пишут стихи или увлекаются музыкой. Но все они приобщаются к прекрасному. И это главное. Иначе не создать гармонически развитой личности, человека будущего...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.