Воспитание начинается с уважения. Только на этом фундаменте воздвигаются крепкие педагогические постройки. Подростки нуждаются в признании их человеческого достоинства. Нужно найти то зернышко, что есть в каждом, и умело вырастить его.
Сколько доводилось бывать в самых разных училищах, всегда бросалось в глаза: неполадки, неприятности обычно повторялись, лишь в какой-то степени. А вот хорошие училища, как правило, очень похожи друг на друга. То есть если у тех, где дела идут неважно, у каждого свой набор бед, то хорошие не то чтобы совсем братья, но главные черты определенно одни.
И вот в очередной раз побывав в ПТУ, где особенно удивляешься живучести расхожей логики, – помните: мол, раз ничего из тебя не вышло, иди в ПТУ, – захотелось вычислить слагаемые успеха его работы, поименовать их. Чтобы уже прочно установить общие для лучших наших училищ черты. Так с чего же здесь все начинается? Как и положено – с самого начала.
– Вот там, если желаете, мы разводим костер и сжигаем на нем все безрадостные ваши характеристики, – сказал директор и показал рукой на чистое поле, со всех сторон окружавшее училище.
То есть можете писать биографию заново, а для этого чистое поле – материал самый что ни есть подходящий.
Воспитание начинается с традиций, считают в московском ПТУ-180. Когда они существуют, значительно легче работать. На что-то уже не надо тратить силы, что-то срабатывает автоматически. Костер – можно натурально, а можно условно – среди первых. Безрадостное (у некоторых), не очень радостное (у большинства) прошлое учеников для педагогов ПТУ-180 означает прежде всего, что ребята соскучились по хорошим словам.
– Следовательно, это первое, что они должны получить в училище, – сказал на первом педсовете Владимир Сергеевич Филиппов, Герой Социалистического Труда, директор училища. – Поощрение – мать учения.
Поскольку сомневающихся было немного, договорились и сообщили ребятам: ни одного выговора в этом, первом, году не будет.
Может показаться даже, перебирают здесь в поощрениях – сплошные грамоты, подарки, благодарственные письма. Пусть даже и так, ответят вам, но лучше перебрать в поощрении, чем в наказании. И еще здесь считают: каждый человек хочет стать лучше. Надо только помочь ему. Не вышло раз – возможность остается за тобой.
Воспитание начинается с уважения.
Только на этом фундаменте воздвигаются крепкие педагогические постройки. Ребята обостренно чутки на отношение к себе, они спрашивают полной мерой и так же платят в ответ. Давно, еще в начале своей педагогической деятельности, Филиппов, комментируя однажды проступок своего ученика, назвал его – прямо скажем, по заслугам – обормотом. И услышал: «Ты сам обормот». В другой аудитории, может, и промолчали бы, а эти не побоятся – ответят.
С тех пор вот уже несколько десятилетий Филиппов называет ребят лишь по именам. Обратился по фамилии – думай, в чем виноват.
Но это так, внешнее: отношения по форме. Ребята гораздо больше нуждаются в другом уважении – по сути, в признании их человеческого достоинства. И сколько бы мы ни говорили о том, что пятибалльная система оценки знаний не должна быть единственным эквивалентом состоятельности парня, оценивали его в школе все-таки чаще так: отличник – значит отличный, плохо учится – значит плохой.
В ПТУ не все зациклено на оценке, тетради, среднем балле. Взгляд здесь как бы посвободней, пошире. Ну и что, если у тебя тройка, зато смотри, как у тебя все отлично выходит на практике. Да ты просто молодец! Здесь не заставляют человека с ходу потреблять знания, можно показать себя там, где не было возможности прежде себя проявить. Так, через профессию, постепенно перемещается центр тяжести в воспитании. И вот результат: «Я тоже могу! Я тоже не хуже других».
Не хочешь или не можешь через профессию, тоже не будем пока спешить. Играет, скажем, Леша Соломатин в ансамбле, да он, может, ради него и в ПТУ поступал – что ж, ты очень способный парень, Леша. Боря Яшкин в спортивных соревнованиях победил – молодец, это ж авторитет нашего училища! Гена Шаврыгин ну до чего надежный человек, у кого еще в группе такой самостоятельный мужской характер?
В общем, найти то зернышко, что есть в каждом, и растить его, затем не проглядеть ростки, а потом умело направить побеги...
И это не такая неподъемная задача, как может показаться. Автору этих строк неоднократно приходилось обращать внимание на то, что среди учащихся ПТУ немало мальчишек, отличившихся на пожаре, в схватке с нарушителями. Далеко за примером ходить не надо: здесь, в ПТУ-180, тоже свой герой – спас из проруби тонущую девочку. Это не совпадение, это показатель (не всегда верно оформленной) смелости, силы и т. д. Волевые мальчишки, которых множество в ПТУ, – самые нужные в общем-то люди. И вовсе не верно «давить» в них эти качества, «править» в удобном для спокойной жизни направлении. Надо просто уметь использовать их, так сказать, в мирных целях. Ну, а это уже вопрос мастерства взрослых.
Воспитание начинается с воспитателей. Владимир Сергеевич, творец, я бы сказала, афоризмов, говорит так: «Воспитание – это поединок, и, как всегда, побеждает сильнейший». Там, где просчет взрослого, автоматически «победа» мальчишки. Ребята не виноваты в том, что запущены, нетрудолюбивы. Виноваты взрослые, которые были рядом. Значит, прежде всего – условие педагогам: за прошлое к ребятам – никаких претензий; и за настоящее – первый счет к самим себе. Однако спрашивать с педагогов – дело нехитрое. Куда сложнее научить их «быть сильными», особенно молодых мастеров, которые сами недавно ходили в учениках.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.