Документальный монтаж о С. М. Кирове
...Киров! Кто не повторял его имени в эти горестные и величественные дни! Убийца подошел сзади. В тишине коридора грянул выстрел. Вражеская пуля вошла в череп вождя ленинградских большевиков. В грудь рабочему классу.
.... Киров! Радио разнесло по стране жестокую весть. Жирная черная линия окаймила страницы «Правды». Колючий ветер вздул над домами, над заводами и станциями траурные флаги.
.... Киров! Гудели гудки на обед, но мы не покидали цехов. Молчаливыми плотными толпами стояли между станков. Парторг читал извещение ЦК. Девушка клялась усилить классовую бдительность. Старик - мастер просил принять его в группу сочувствующих. Всех нас объединяла великая скорбь, великая ненависть к подлым подонкам зиновьевской оппозиции, убившим нашего Кирова. Нас объединяла непоколебимая решимость истребить классового врага и его агентуру.
.... Киров! В эти дни страна воссоздала твой образ. Для истории сохранятся газеты, протоколы собраний, письма и страницы дневников. В Уржуме и Томске, в Баку и Орджоникидзе, в устье Волги и в устье Невы, на берегах Белого моря и Черного в московском Кремле и в обыкновенном жактовском доме Ленинграда, где жил ты по соседству с рабочими, - везде вспоминали тебя. Вспоминали старые учителя и дети, ленинградские работницы, красные партизаны, вожди партии, каналоармейцы, путиловские мастера, комсомольские работники.... Вспоминали русские, чеченцы, армяне, казаки, карелы, украинцы.... Депутаты советов, начальники цехов, секретари райкомов. Пролетарии сотен заводов. Студенты. Машинисты поездов. Смазчики. Ведь Киров был сыном трудового народа, плоть от плоти и кровь от крови рабочего класса.
Вглядимся же в коллективный портрет Сергея Мироновича Кирова. Запомним - дорогие черты.
...350 километров отделяли в марте 1920 г. штаб армии, находившийся в Астрахани, от войск, расположенных по лини» северокавказских железных дорог. На таком расстоянии было немыслимо оперативное руководство армией. Тогда штаб мы перенесли в заштатный городок Святой крест.
Киров задержался в Астрахани. Он заботился там о материальном обеспечении войск. Двумя днями позже нас оставил он город, вылетев на самолете. За полчаса до его прилета я получаю депешу: «Вылетел, встречайте».
Получив депешу, я немедленно сажусь в машину. Мчусь на розыски посадочной площадки для самолета. Я знаю, что самолет ведет начальник авиации, испытанный летчик тов. Михалюк. Я успеваю лишь выбрать площадку и развести костры. Вижу, приближается самолет. Перпендикулярно направлению посадки идет дорога с телеграфной линией проводов.
Михалюк, несомненно, увидел костры. Вот он идет на разворот для спуска. Что это? Он летит прямо на провода!
Я торопливо снимаю шапку, нервно машу. Я ору. Ветер относит мои слова. И далеко ведь: меня отдаляют 400 - 500 метров. Михалюк не видит проводов. Как ему заметить мою возню?! Неужели катастрофа? И впрямь, самолет врезается в провода, грохается на землю.
И вот я вижу, как человек, одетый во все кожаное, выбирается из фюзеляжа. Он спокойно ИДЁТ навстречу. Затем он срывает шлем. Ба, незабываемая улыбка! Киров жив!
Крепкое рукопожатие. Он говорит спокойно: «Ну, расскажи, что на фронте...» Я не могу вымолвить ни слова. Я задыхаюсь. Киров - ни звука о себе, ни слова об аварии.
В. B0P0HК0B, 6. начальник полевого штаба 11 - й армии
... Киров идет в поход на миноносце.
Под его руководством захватываются форт Александровский и радиостанция белых. Налет был настолько неожиданным, что радисты не поспели дать в эфир сообщение о нашем появлении в форте. Киров перехватывает передачи, идущие из тогдашнего Петровска в Гурьев, от Деникина к Колчану. Опытный подпольщик, он расшифровывает радиограммы и узнает о предполагающемся переезде генерала Гришина - Алмазова. И тогда Киров организует захват зазевавшегося беляка в море, послав навстречу одни из миноносцев...
Н. Механошин, б. член Реввоенсовета 11 - й армии
... Кто из большевиков Петроградского района не помнит ежедневных телефонных звонков Кирова, звучащих для нас как руководящее указание:
- Безвкусный ремонт на Кронверкской портит улицу... Негодные фонари и замазанные витрины безобразят превосходный Каменноостровский... А как продвигается реставрация американских гор?.. Как с цементом для стройки Красного театра?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.