Беседа с министром высшего образования СССР С. В. Кафтановым
Советской молодёжи созданы все условия для успешного освоения вершин современного знания, для творческого труда. Велика ответственность каждого советского молодого человека, вступившего в стены высшего учебного заведения, за качество учёбы, за высокую идейность, принципиальность и патриотизм, которыми должна быть пронизана вся жизнь советской высшей школы.
Состоявшийся в конце ноября XVI пленум ЦК ВЛКСМ, посвященный работе комсомольских организаций высших учебных заведении и техникумов, своевременно обратил внимание этих организаций на основные задачи высшей школы, указал на те недостатки, которые должны быть изжиты при активной помощи студентов - комсомольцев.
Провозглашённое Сталинской Конституцией право на образование имеет под собой могучую, прочную базу. Создателями этой базы явились большевистская партия, советское правительство, товарищ Сталин. Они ввели советскую молодёжь в светлый храм науки и раскрыли перед ней все драгоценности, все духовные сокровища, которые накопило человечество за свою многовековую историю. И это достигнуто в стране, в которой всего 30 лет назад 73 процента населения было неграмотным и 40 народностей, населявших окраины страны, не имели даже своей письменности, своей азбуки.
«Для того, чтобы ядовитая, каторжная мерзость прошлого была хорошо освещена и понята, - писал Алексей Максимович Горький, - необходимо развить в себе умение смотреть на него с высоты достижений настоящего, с высоты великих целей будущего». Мечта великого пролетарского писателя о свободном человеке - творце воплощена в жизнь в нашем социалистическом государстве, где уничтожены все имущественные, расовые и национальные ограничения, препятствовавшие огромному большинству молодёжи приобщиться к знанию, занять на любом поприще положение, соответствующее индивидуальным способностям и призванию каждого.
За прошедшее тридцатилетие наша страна получила миллионы специалистов - деятелей промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры и искусства. Они составляют цвет советской интеллигенции, её гордость и силу. Из 13 миллионов человек, занимающихся в СССР интеллектуальным трудом, более 10 миллионов составляют люди, прошедшие школу воспитания за годы советской власти. Это инженеры, врачи, агрономы, учителя, работники искусства. Подготовкой только педагогических кадров занято сейчас более 1000 высших и средних специальных учебных заведений, в которых обучается свыше 300 тысяч человек. Ежегодно новое пополнение молодых учителей приходит в городские и сельские школы; педагогические институты в республиканских центрах страны готовят учителей для национальных школ, где преподавание ведётся на родном языке каждого народа.
В университетах и институтах страны работает более 65 тысяч профессоров и преподавателей, т.е. в 10 раз больше, чем до революции.
В составе преподавателей высшей школы несколько тысяч женщин - профессоров, доцентов и кандидатов наук. А всего 30 лет назад женщин в России к научной деятельности не допускали вовсе. Известен факт, когда русский учёный - математик Софья Ковалевская, профессор Стокгольмского университета, в отпет на свою просьбу о возвращении на родину получила от президента Академии наук того времени князя Константина Романова такой ответ:
«Так как допуск на кафедры в наших университетах совсем закрыт для женщин, каковы бы ни были их способности и познания, то для госпожи Ковалевской в нашем отечестве нет места».
В вузах СССР обучается 670 тысяч студентов. Такого размаха высшего образования не знала дореволюционная Россия, недостижим он и для современных капиталистических стран.
Число учащихся в вузах Советского Союза превышает общее количество студентов всех вместе взятых учебных заведений западноевропейских стран. Нам известно, что из года в год уменьшается число студентов в Соединённых Штатах Америки. Высшее образование там доступно лишь состоятельным людям, имеющим материальную возможность вносить высокую плату за университетское образование.
Если к этому добавить процветающую и Америке расовую и религиозную дискриминацию, то станут ясны главные причины кризиса высшего образования в США.
Выступая недавно на собрании профессоров и преподавателей Вашингтона, заместитель государственного секретаря США Бонтон заявил, что США тратят для целей просвещения и образования только 1 1/2 процента своих национальных доходов; Англия расходует 3 процента.
По государственному бюджету СССР на 1947 год, ассигнования на народное просвещение составляют 13 процентов всех государственных доходов. Цифры эти говорят сами за себя.
Морально - политическое превосходство нашего государства и народа, нашей молодёжи особенно ярко проявилось в дни войны, когда высшая школа, несмотря на тяжелейшие условия, ни на день не прекращала своей работы. Незабываем подвиг советского студенчества, из среды которого вступили в Советскую Армию тысячи замечательных сынов и дочерей народа.
Многие юноши и девушки возвратились с фронта в свои университеты и институты, имея высокие правительственные награды. Участники войны были любовно и заботливо приняты в стены родных вузов; идейно возмужалые и закалённые в борьбе, они присовокупили новые прекрасные черты к облику советского студенчества.
Более высокое качество и глубина знаний, идейная целеустремлённость, творческое отношение к воспринимаемому материалу отличают основную массу молодёжи, поступившей за последние два - три года в вузы.
Задачей всех коллективов вузов, комсомола как передового отряда советского студенчества являются дальнейшее углубление этих знаний, борьба за то, чтобы преподавание всех дисциплин, вся творческая жизнь вузов были пронизаны боевым духом марксистской идеологии.
Пленум Центрального Комитета ВЛКСМ совершенно справедливо подверг суровой критике те отдельные вузовские организации комсомола, которые самоустранились от борьбы за изучение студентами основ марксизма - ленинизма. Подобные факты, - а они, к сожалению, ещё есть у нас - правильно расценены как проявление безыдейности и аполитичности, противные духу нашей советской морали. Только идейные люди способны двигать вперёд нашу науку и культуру.
Тысячи студентов участвуют в работе научных студенческих обществ, на которых учащиеся выступают с докладами о результатах своих самостоятельных научных исследований. Таким образом, уже в годы учёбы из среды советского студенчества выдвигаются и становятся известными общественности талантливые люди, способные к самостоятельным исследованиям и открытиям, будущие деятели науки, которая, как сказал товарищ Сталин, «добровольно и охотно открывает все двери науки молодым силам нашей страны и даёт им возможность завоевать вершины науки, которая признаёт, что будущность принадлежит молодёжи от науки».
Можно привести в пример таких, как В. Федосиев, воспитанник Московского высшего технического училища имени Баумана, за 4 года проделавший путь, на который обычно тратится не менее 10 лет. Всего через 2 года после окончания училища ему была присвоена степень кандидата наук, а спустя ещё 2 года - доктора наук; или И. Шафаревич, воспитанник Московского университета, в 24 года получивший степень доктора физико - математических наук.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.