Шестнадцать лет назад в газете «Северная вахта» была помещена заметка, в которой коротко рассказывалось о подвиге матроса Гургена Тонунца.
«Пулеметчик Тонунц до тех пор, пока корабль не скрылся за дымовой завесой, угощал гитлеровцев «свинцовым винегретом», - говорилось в заметке.
Подробности выглядели так: дымзавеса скрыла цель... Остаться у пулемета? Стрелять наугад? Взгляд пулеметчика упал на соседнее орудие. Оно стреляло редко: из всего расчета в живых остался только трубочный Хайрулин. Тонунц занял место командира расчета, и орудие снова заговорило. Но вот у самого орудия разорвался вражеский снаряд. Упал, сраженный осколком насмерть, трубочный, отбросило Тонунца, обожгло бок. Сгоряча пулеметчик вскочил и снова бросился к орудию. Только потом, на перевязке, увидел он свою почерневшую руку, сплошь иссеченную осколками.
Происходило это в дни Великой Отечественной войны. Лежа в госпитале, Гурген Тонунц не раз вспоминал прошлое. Перед ним, словно в калейдоскопе, мелькали события, составившие его небольшую биографию: детские годы в Тбилиси, школьные товарищи в Москве, морское училище, дальние плавания, арктические походы... И вот - война, тяжелая, суровая. Она застала его на Севере. Оставив торговый флот, Тонунц добровольцем пошел в действующий военный флот. Началась боевая жизнь...
Молодость, физическая закалка дали себя знать: вскоре Тонунца выписали из госпиталя, однако вернуться на флот он уже не смог. Но и в тылу не собирался сидеть и попросился в одну из действующих частей Советской Армии.
От Сталинграда до Будапешта - таков боевой путь, который прошел Тонунц в годы Великой Отечественной войны.
- А когда война окончилась, - говорит Тонунц, - я решил осуществить давнюю мечту - стать артистом. Еще в годы службы на флоте я работал в Мурманском областном театре, где сыграл первые роли.
Желание учиться, стать артистом привело Гургена в Московский государственный институт кинематографии. Закончив учебу, он поехал работать в Кустанайский драматический театр в Казахстане. Здесь фактически и оформился артистический талант бывшего моряка. Пять лет упорной работы в Кустанайском театре явились для Тонунца большой школой мастерства.
В 1956 году Тонунц вернулся в Москву и стал ассистентом режиссера на «Мосфильме». Начались работы над кинокартиной «Поэма о море» А. Довженко. И вдруг Гурген узнает: на Ереванской киностудии готовятся снимать фильм о Камо.
- Героические дела замечательного революционера Камо, его неукротимая воля восхищали меня с детских лет. О мужестве и храбрости, о стойкости этого преданного делу партии и революции человека, которого Горький называл «художником революции», я знал из книг, из рассказов старших. Я написал письмо в Ереванскую студию, просил попробовать меня на главную роль в новом фильме...
Проба оказалась удачной. Гурген Тонунц стал сниматься в кинокартине «Лично известен», где создал правдивый, сложный характер отважного бойца, пламенного большевика и патриота.
В начале картины перед нами горячий, увлекающийся молодой человек, готовый на любой риск. Однако постепенно, с годами к нему приходит зрелость, и он начинает понимать свою ответственность за общее дело. Гурген Тонунц нашел верные, яркие краски для выявления характера своего героя. Первый дебют в кино прошел успешно. Это была большая победа молодого артиста.
А некоторое время спустя Гурген Тонунц был зачислен в творческий коллектив Московского театра киноактера.
С тех пор прошло больше года. Гурген Тонунц на «Мосфильме» снимался в роли Сильвио в картине «Выстрел», поставленной по одноименной повести Пушкина, и в роли коммуниста Машуко в фильме «Лавина с гор», рассказывающем о революционных днях в Кабарде.
- А каковы ваши планы на будущее? - спросил я артиста.
- Планов много, - сказал Тонунц. - Сейчас на Киевской киностудии имени А. Довженко завершаются съемки нового художественного фильма «Небо зовет». Мне поручена роль иностранного космонавта Эрвина Верста. Потом я буду сниматься на Сталинабадской киностудии в роли Насреддина в фильме «Насреддин в Багдаде». Мне очень хочется также играть наших героев - современников, строителей коммунизма.
Так сбылась мечта бывшего матроса.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.