Древнейшие произведения искусстве. Индии, которыми так славятся Мохенджодаро, Баг, Аджанта, Эллора и Санчи, создавались тысячи лет назад. Но эти чудесные творения продолжают волновать нас и сегодня, потому что и в те давние времена индийские художники жили одной жизнью со своим народом. Они не обитали в башне из слоновой кости, не черпали образы только лишь из своей собственной фантазии, из своего «я», как это делают сейчас некоторые так называемые модернисты в Западной Европе.
В древней Индии художник не был ни аристократом, ни анархистом. Лучше всего его можно охарактеризовать как трезвого труженика, ремесленника, обладавшего не только удивительно умелыми руками, но и достаточной силой воображения в сочетании с тончайшим чувством красоты. Его произведения предназначались не для частных коллекций меценатов, не для музеев и картинных галерей. Он рисовал и ваял для простого люда, создавал фрески и скульптуры в храмах, которые не только служили местом поклонения богам, но и центром общественной жизни города и деревни. Из - под резца и кисти художников того времени выходили прекрасные изображения богов и богинь, героев индийской мифологии, но все они были наделены живыми человеческими чертами. Художник прежде всего оставался верен человеку, реальной жизни. Именно эту славную традицию унаследовал от своих древних собратьев по искусству Мурлидхар Ачарекар - один из наиболее известных художников современной Индии.
Не так давно Мурлидхар Ачарекар приезжал в Москву. Он участвует в создании фильма о великом русском путешественнике Афанасии Никитине, над которым работают советские и индийские кинематографисты. Во время своего пребывания в столице Советского Союза он побывал в Третьяковской галерее, в музеях и театрах. Советские люди, встречавшиеся с ним и видевшие некоторые его картины и рисунки, которые он привез с собой из Индии, прониклись к нему уважением не только как к художнику, но и как к скромному, общительному человеку.
Мурлидхар Ачарекар является ведущим художником индийской кинематографии. Им созданы декорации и эскизы костюмов к таким известным фильмам, как «Бродяга», «Господин 420», которые знакомы и советскому зрителю. Сейчас он с огромным увлечением и чувством ответственности воссоздает в эскизах и рисунках Индию XV века, какой она предстала перед Афанасием Никитиным. В эту работу Ачарекар вкладывает много старания и подлинной любви.
Художник изображает преимущественно жизнь простого народа - крестьян и рабочих Индии, с которыми он связан кровными узами с того самого дня, когда, сорок девять лет назад, появился на свет в одной из жалких трущоб Бомбея.
Еще в раннем детстве Мурлидхар Ачарекар обнаружил недюжинные художественные способности. После занятий в школе мальчик бродил по улицам с куском мела или угля в руках, изображая на тротуарах и на стенах домов то, что ему подсказывала его детская фантазия. Возможно, он унаследовал эту врожденную склонность к живописи от своей матери, которая была родом из деревни, где девушки обычно разрисовывали хижины яркими и причудливыми красками. Как бы то ни было, но когда ему минуло десять лет, отец (простой конторщик, получавший грошовое жалованье) отдал его в частную художественную школу. Правда, там одаренного мальчика не столько учили основам рисования и живописи, сколько заставляли растирать и смешивать краски...
Первая работа Мурлидхара Ачарекара была принята на выставку, когда ему едва исполнилось семнадцать лет. Уже тогда почти все его картины и рисунки были посвящены жизни рабочих - бедняков, таких же, как и он, обитателей трущоб. Даже впоследствии, обретя славу и материальное благополучие, став известным портретистом и одним из ведущих художников отечественной кинематографии, он попрежнему продолжал черпать сюжеты для своих картин из сокровищницы народной жизни, из быта трудовых людей, которые были и остались самыми близкими ему по духу, по идеологии. Художник не только запечатлевал на своих полотнах тяжелое положение трудящихся Индии, но главным образом показывал их высокую человечность, духовную красоту и благородство.
Народ воздал должное своему художнику. Ему выхлопотали государственную стипендию, и это дало возможность Ачарекару поехать в Лондон и поступить в Королевскую академию художеств. Позднее он много путешествовал по Европе и Америке, посетил все знаменитые художественные музеи мира. Но влияние искусства других народов не вторгалось в его творчество, нисколько не ослабило его яркого национального колорита. Чистота линий, щедрая гамма красок и реалистичность того, что изображает художник, по сей день наиболее характерны для него. И все это, конечно, идет от классических традиций индийской живописи.
Мурлидхар Ачарекар всегда восхищался русскими художниками, например, И. Е. Репиным, В. В. Верещагиным, бессмертные творения которых он увидел во всем их великолепии в картинных галереях и музеях Советского Союза. Будучи сторонником реалистической живописи, Ачарекар неодобрительно отзывается о творчестве многих западных «модернистов». Он считает, что нездоровые течения в искусстве являются признаком культурного и морального упадка буржуазного общества. Он резко осуждает тех молодых художников Индии, которые подражают этим порочным образцам, забывая о том, какое богатейшее наследие оставили им выдающиеся мастера кисти родной страны.
Мурлидхара Ачарекара как художника поразили не только музеи и театры Москвы, но еще в большей степени привели в восхищение станции метро и павильоны советских национальных республик на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
В беседе со мной мой друг Ачарекар сказал: «В СССР искусство стало доступно миллионам трудящихся в их повседневной жизни. Приносить радость простым людям, украшать их жизнь - вот в чем я вижу главную задачу художника. Советский Союз показал всему миру пример, распахнув двери тесных музеев и открыв искусству доступ в широкие массы трудящихся. Я счастлив, что посетил страну, где искусство поистине принадлежит народу».
Перевод Л. Морошкина.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.