Искусство скоростного плавания

  • В закладки
  • Вставить в блог

Я родился и вырос на Волге. Плавать научился еще малышом. Переплыть Волгу несколько раз подряд для меня ничего не стоило. Случайно пришлось выступить на первенство города Горького (Нижнего Новгорода), и я, плывя на боку, пришел первым. Но мои познания в технике плавания были тогда очень мизерны - в этом я скоро убедился. На союзных соревнованиях, где пришлось совершать повороты, я отстал от своих противников, заняв третье место в заплывах на 400 и 1500 метров. И только одно первое место взял в заплыве 300 метров на боку.

После этого я начал по серьезному изучать технику «кроля». Бывало так: на берегу стоят мои товарищи, я бросаюсь в воду и плыву, а, закончив дистанцию, спрашиваю:

- Нравится? Красиво?

Я уже тогда начал догадываться, что правильный стиль должен быть обязательно приятен для глаза.

Вскоре я поехал в Париж со сборной командой СССР. В Париже я внимательно наблюдал за работой мирового чемпиона плавания - Тари. Меня поразила расслабленность движений французского пловца. Казалось, что он еле шевелится в воде, весь отдавшись течению. Но он плыл с невероятной быстротой. Вокруг пловца так и кипела белая пена. Я решил выяснить, как умудряется Тари совмещать расслабленность и мягкость движений с такой интенсивной работой мышц. Но ведь под воду не залезешь! И вот по разным мелочам: по тому, как была повернута голова пловца, как двигались руки, - я начал мысленно воссоздавать систему Тари. Я пришел к выводу, что за мягкостью и расслабленностью движений скрывается мощная работа всех мышц в момент гребка. Расслабив мышцы, Тари в следующий момент с огромной силой бросался вперед. Искусство заключалось в уменье чередовать расслабление и напряжение мышц.

Пловец может хорошо работать руками и плохо - ногами. Для успеха ему нужно идеальное сочетание всех движений. Нужно так согласовать движения, чтобы работа рук не тормозилась работой ног, а поворот головы не задерживал дыхания. Как чувствует себя нетренированный «кролист»? Ему кажется, что части тела работают у него разрозненно: ноги шевелятся сами по себе, руки беспорядочно хлопают по воде, а дышать он совсем не успевает: только откроет рот, как там уже полно воды. Конечно, в такой резкой форме нетренированность бывает только у совсем молодого пловца. Но даже самая незначительная несогласованность движений у опытного пловца лишает его шанса на победу.

Очень важен для пловцов тактический расчет сил. Бывает, что пловец с прекрасными качествами проигрывает только потому, что не сумел выдержать дистанцию, т.е. разделить свои силы так, чтобы хорошо пройти каждый отрезок времени, а не только первые секунды.

Надо также научиться правильно делать повороты. Обычная длина бассейна - 25 метров. Для того чтобы проплыть самую короткую дистанцию - 50 метров, - нужен один поворот, на дистанцию в 100 метров нужно три поворота и т. д. Необходимо тренироваться так, чтобы повороты были козырем пловца. Вот пловец подходит к концу бассейна. Опираясь одной рукой о стенку, нужно повернуть на ходу туловище как бы вокруг своей оси, оттолкнуться от стенки ногами, выиграть на этом хотя бы десятую долю секунды и продолжать дистанцию. Этому искусству я учил, в частности, мою ученицу - Клавдию Алешину, которая стала впоследствии лучшей «кролисткой» страны.

Вскоре мне предстоит серьезное испытание: я надеюсь в борьбе за первенство проплыть сто метров меньше минуты. Для этого я продолжаю улучшать свою технику, свой стиль.

Мне еще далеко до совершенства, но я глубоко убежден, что только пловец, всесторонне осмысливающий свою тренировку, может перекрыть мировые рекорды буржуазных спортсменов.

Александр Шумин

Родилась я в Ленинграде, в рабочем доме Невской ниточной фабрики - теперь фабрики им, Кирова. Моя мать проработала на этой фабрике 35 лет, она член партии. Сама я комсомолка с 1930 года. Физкультурой начала заниматься с 11 лет. Особенно увлеклась плаванием.

Тренировка на воде началась тогда, когда я записалась в ватерпольную команду нашей фабрики. Тренировалась в бассейне. Разучивая движения ног, плавала с вытянутыми вперед руками. Потом начала разучивать движения руками. Ноги в это время были у меня связанными. Так требовал тренер. Как тень ходил он за мной по кафельному берегу бассейна, запрещая плыть на скорость, и неустанно исправляя мои ошибки.

В мое сознание глубоко врезались законы обтекаемости, координации движений, техники дыхания, ритма. А дыхание и ритм в скоростном плавании - самое главное. Тренер заставлял меня вдыхать воздух быстро, а выдыхать в пять раз медленнее. Он не переставал разъяснять огромную важность расслабления мышц перед гребком.

Целый год я упорно тренировалась, не выступая в соревнованиях. А тело рвалось на старт, сердце жаждало спортивной борьбы.

Однажды тренер заставил меня плыть на спине. Я не любила этот стиль плавания, но уступила требованиям учителя и проплыла на спине несколько бассейнов. Каково же было мое изумление, когда тренер сказал, что у меня будет лучше получаться на спине чем на груди! Вскоре я убедилась, что он прав.

Наступила долгожданная минута соревнований. Мой тренер уверяет меня, что я наголову выше своих конкуренток. Но я дрожу, стоя на мостике, и, только бросившись в воду, успокаиваюсь и беру себя в руки. Заплыв был на спине. Я легко опередила своих конкуренток и установила свой первый всесоюзный рекорд на 100 метров.

С каждым соревнованием я улучшала время своих рекордов, сбрасывая то две, то три, то пять, то десять секунд. Но мой тренер не переставал твердить: «Это еще не результаты. Рекорды ваши впереди, а сейчас вам нечем еще похвалиться. Вот когда вы будете мировой чемпионкой - а для этого у вас все данные, - тогда я вас поздравлю от всей души».

Словам моего учителя суждено было сбыться.

6 мая 1934 года в Москве я вышла на старт на 400-метровую дистанцию. Мои противники от старта отказались. Я поплыла одна.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены