ОТ МОДЕЛИ - к планеру, от планера - к самолету» - под этим лозунгом растет и развивается у нас в СССР воздушный спорт.
- Воздушный спорт? Да есть ли такой? Кто из наших спортсменов слыхал о нем? А он существует этот вид спорта, существует и имеет громадное значение, являясь своеобразным «воздушным всевобучем» для молодежи СССР. Но что такое модель, что такое планер и о каком самолете здесь идет речь?
В КОНЦЕ XIX и в начале XX века вся работа но авиации (по осуществлению полета с механическим двигателем) сводилась к постройке летающих игрушек - моделей будущих самолетов. Прародителем современного самолета можно считать летающую игрушку француза Пэно, построенную им в 1872 году. Эта игрушка, названная «планофором», является уже прообразом современного самолета с толкающим воздушным винтом, рассчитанным на совершение горизонтального полета.
Впоследствии, когда свойства полета самолета были изучены, когда авиация семимильными шагами пошла вперед, - старая модель потеряла свои научные и опытные качества: для научных опытов строились уже нелетающие копни настоящих самолетов, которые испытывались, продувались в специальных аэродинамических трубах при лабораториях. Старая модель осталась только забавной и поучительной игрушкой, и в этом оказалось ее новое чрезвычайно важное значение и назначение. Моделизм мобилизует молодежь для авиации. Модель имеет те же основные части, что и самолет - и потому, работая с моделью, молодежь знакомится с основными принципами полета самолета, его регулировки и управления.
Если мы посмотрим, к примеру, па Германию, мы увидим, что здесь моделизм развит издавна. Здесь имеются сотни модельных кружков, в которых участвуют не только дети, но и взрослые люди. На частые состязания моделей стекаются тысячи зрителей. Одной из популярнейших игрушек - подарков в Германии является летающая модель.
Германские моделисты своей упорной работой достигли к 1925 году нескольких мировых успехов в области моделизма. Германские моделисты имеют в своем распоряжении не только резиновые двигатели, но и настоящие миниатюрные моторчики, работающие сжатым воздухом или па бензине. Смотря на моделизм, как на первую ступень к авиации, германские моделисты добиваются осуществления таких «фокусов», как автоматическое сбрасывание «бомбочки» и попадание в цель с летящей модели, как производство автоматической фотосъемки с летящей модели и т. д. У нас моделизм во время войны совершенно заглох и только в 1923 г. после организации ОДВФ моделизм снова ожил и пошел в гору. К настоящему времени мы имеем уже по СССР около 900 модельных кружков при школах, пионерских отрядах, ячейках Авиахим и т.д.
Уже одно это свидетельствует о наших успехах, но и достижения наших моделистов во многих отношениях замечательны. Достаточно сказать, что в сентябре на модельных состязаниях в Эривани местный 15 - летний моделист Давтян установил всесоюзные рекорды дальности - 1185 метр. и продолжительности полета модели - 10 мин. 3 сек. Наши рекорды уступают только американскому рекорду продолжительности в 10 м. 42 с. и рекордам дальности полета: немецкому в 1490 метр, и американскому - в 2250 метр.
ЭТО НЕ ТОЛЬКО лозунг. Десятки наших кружков, начавших с моделизма, перешли к строительству планеров. И из тех 300 планерных кружков, которые мы имеем по Союзу, добрая половина является модельно - планерными.
Как и модель, планер является прародителем самолета. Грубо говоря, планер - это тот же самолет, но без мотора... И раньше, чем Райты установили мотор на свою машину, они летали на планере.
Человек издавна хотел летать, как птица, и он подражал птице. Если нельзя махать крыльями, то почему бы не парить, как парит птица на распластанных крыльях. И вот, в девяностых годах прошлого столетия англичанин Пильчер, американец Щанют и др., а, главным образом, немецкий инженер Лилиенталь, строят планеры и летят на них - секунды, но летят!
Как же летит планер?
На заре планеризма Отто Лилиенталь разметался со своим планером против ветра с холма или с крыши и затем прыгал оттуда, вися на планере. Планер своими крыльями опирался на воздух и медленно скользил вниз - планировал - по наклонной линии. Управлял же планером Лилиенталь перемещением его центра тяжести, вынося вперед ноги, в случае, если планер задирал вверх, относя их в сторону для выравнивания бокового наклона планера и т. д.
Не то теперь! Человек на современном планере стал гораздо ближе к птице, несмотря на то, что махать крыльями он все еще не может.
Человек научился парить. Человек научился пользоваться восходящими потоками воздуха, и порывами ветра, он стал не только медленно снижаться, но и летать, подниматься, кружиться над землей. Планерист уже не висит беспомощно на брусках планера под мышками, он сидит, как в самолете, и управляет планером не выбрасыванием своего туловища в ту или иную сторону, а действуя рулями, легким нажимом на рычаги...
Планеру для успешного полета - парения, невидимы восходящие потоки воздуха и встречный ветер. Поэтому полеты на планерах, как правило, устраиваются в холмистых, гористых местностях. Когда команда, тянущая планер за тросы против ветра, дает ему разбег, он взмывает вверх. Здесь летчик отцепляет связывающий его с землей трос, и начинается свободный полет. Пользуясь восходящими потоками воздуха вдоль склонов горы, подставляясь под порывы встречного ветра, планер не только не планирует быстро вниз, но очень часто поднимается над уровнем места взлета (старта), он может часами «висеть» в воздухе, а при благоприятных условиях отлететь далеко от места взлета...
Но зачем летать на планерах, когда есть самолеты? Зачем тягаться с птицей на «утлом» планере, когда на самолете гудит покорный человеку мощный мотор?
Незачем! Так молчаливо ответили конструктора и пилоты после первых успехов аэроплана. Но планер вернулся много лет спустя - после войны, когда успехи авиации были особенно разительны.
Ограниченная по Версальскому договору в выпуске пилотов, примирившаяся поневоле с запрещением строить мощные моторы, Германия снова призвала к жизни планеризм. Пусть молодежь учится летать на планере! В нужный момент, после короткого дообучения, планерист сможет стать летчиком на самолете. Пусть молодежь, строя планеры и летая на них, учится конструировать и строить, открывает наиболее удобные в полете формы самолетов, его крыльев и управления им, пусть она изучает свойства воздуха и различные условия пользования им для полета.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.