В тот вечер у театра Музыкальной комедии было молодо и зелено. Спрашивают, нет ли лишнего билетика. Здесь выступает Ивановский городской народный молодежный театр драмы и поэзии. Выступление особое, юбилейное - по случаю десятилетия рождения театра при клубе фабрики имени Балашова. В фойе гармошкой развернулась выставка - отчет театра: афиши, фотовоспоминания о спектаклях, вырезки - обширная пресса. Словом, «Нам десять лет». Что было? Были и водевили А. Чехова, и «Походный марш» А. Галича, и «Два цвета» А. Зака и И. Кузнецова. Триумф театру принесла «Баня» Владимира Маяковского. По выразительности, темпераменту и глубине прочтения спектакль соперничал с лучшими современными постановками «Бани». Ивановский молодежный театр попробовал себя и в драме и в комедии. Но заглавным словом в театре стало слово поэзии. Это поэтический театр. Композиция «Живой с живыми», поэма «Владимир Ильич Ленин» Маяковского, «Реквием» Роберта Рождественского, наконец, «Парабола» по стихам Андрея Вознесенского. Поэзия приказала театру быть властным и наступательным. Поэзия требовала сжатости, пламени, ударного действия. В спектаклях играют, конечно, не профессионалы - рабочие, инженеры, студенты, учителя. Главный режиссер театра Регина Михайловна Гринберг за десять лет буквально выпестовала основную труппу актеров. И это воистину артисты поэзии, бескорыстно преданные сцене всем своим существом. Спектакль-исповедь «Парабола» - самую новую постановку ивановцев - мне довелось видеть трижды. Менялась композиция, совершенствовалась игра. Ум сражался с умозрительностью, романтика - с ходульностью, трибунность - с назидательностью, патетика - с надрывностью. «Параболический» ансамбль образовывали вместе со всей труппой женственно-драматический темперамент С. Трохиной, доверительная игра М. Бекнер и В. Корягина, лирическое изящество В. Авдеевой, мефистофельские перевоплощения Ю. Разина. И ведущим, влекущим за собой, главным героем-проповедником в спектакле был С. Малинкин. Вот он выбегает по параболической надстройке, вернее, по параболическому крылу над сценой, на фоне изумленной познанием маски и без боязни быть непонятым в своем азарте он читает, оставаясь актером, но будучи скорее поэтом, ощущая музыку стиха. В этом театре не подражают рассудочной, вроде диктанта, манере обычных чтецов, но учатся чтению у поэтов. Он произносит монолог: «Убил я поэму...» Монолог о несбывшихся замыслах, о вечном стремлении людей к неосуществленному. И вместе с темой творческого деяния-подвига в спектакль входит образ Ленина, обнажающего суть вещей. Гимн художникам в «Мастерах», судьба Гарсиа Лорки. Так духоподъемно, точно найден ключ композиции. Строфы «Лонжюмо» светяще прорезают поток исповеди. Исповедь становится проповедью. Прозаический рассказ о Лорке возвышен, как стихи. Поэтическое слово весомо, значительно, здесь верят в его силу, здесь умеют произнести слово. Стихи - это и монологи, и сцены, и диспуты, но прежде всего - музыка и слово. Зал то остается один на один с исповедующимися актерами, то встречается со всей их шеренгой, летящей на параболическом крыле. Так, в конце спектакля они вновь все обращаются к Ленину, «и Ленин отвечает...». Отвечает на самое-самое... Сильное и молодое зрелище, революционное по духу своему, подготовил Ивановский театр к пятидесятилетию Октября.... По всей России, по всей нашей стране загораются новые и новые театральные огни. В Красноярск приехала сразу целая труппа - молодой, единодушный коллектив ленинградцев, выпускников театральных вузов. Из Молдавии дошли до нас заманчивые вести о театре «лучаферул». Павлодарцы показали москвичам свое «новое лицо» в спектакле о Маяковском. Московский театр на Таганке - давно ли он был вахтанговской студией?.. Да еще театральные открытия рижан, ленинградцев, кировцев... Да еще десятки и сотни не поддающихся перечислению народных, молодежных театров. Не средненькая самодеятельность, заслуживающая снисхождения, а действительно театры, выдерживающие меру искусства. Как радостно, что навстречу празднику Октября идет такое множество весенних, еще не укрепившихся, но обещающих театральных завязей! Народ творит театры. Как и все открытия народа, они сродни революции.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
19. «Человек партии» (1908)