Мне удалось совершить путешествие с космической скоростью. Посудите сами: за считанные часы я побывала в гигантских промышленных районах, пролетела над далеко простирающимися лесными массивами, видела четкие контуры городов... А города сменяли друг друга, как кинокадры. Владимир, Москва, Джалиль, Нижнекамск, Волжский, Миасс, Альметьевск, Ачинск, Братск... Правда, города эти виделись мне крохотными, уменьшенными в пять тысяч, а то и больше раз.
Вот, к примеру, если верить названию, старинная Калуга. Но разве такой мы ее знаем сейчас?
А этот? Неужели древний Владимир, сверкающий куполами белостенных соборов, стал всего-навсего одним из районов огромного, совершенно нового города? Куда ни глянешь — строгие линии улиц, изящные очертания современных зданий, множество парков, садов.
Такое путешествие может совершить любой человек, попав в мастерские Государственного института проектирования городов в Москве, где уставлены макетами будущих городов длинные столы, стены увешаны схемами, планами.
В ГИПРОГОРе семь комплексных архитектурных мастерских. В них трудятся несколько сот архитекторов, инженеров, экономистов, техников. Прежде чем приступить к разработке проекта, его авторы обязаны ознакомиться с массой самых разнообразных сведений. От природных особенностей и микроклимата предполагаемого района строительства зависят характер стройки, внешний вид города. Разработкой систем транспортных связей, инженерных коммуникаций проектировщики занимаются задолго до того, как начинается строительство... В чертежах.
Анатолий Мелик-Пашаев, руководитель шестой архитектурной мастерской ГИПРОГОРа, не стал сразу рассказывать о работе над проектом горно-оздоровительной зоны Домбай — Архыз. Он старательно разложил на столе несколько увесистых томов, составленных из всевозможных карт, схем с разноцветными квадратиками, кружочками, треугольниками условных обозначений, чертежами гостиниц, хижин, кемпингов, площадок для вертолетов, ниточками подвесных дорог разных систем. Весь вид Анатолия как бы говорил: «Смотрите, что пришлось сделать, прежде чем мы пришли к окончательному решению».
Это долго пересказывать, сколько труда стоило нескольким десяткам специалистов разных областей — гляциологам, историкам, медикам, геологам, инженерам, архитекторам — дать детальную разработку этого интереснейшего проекта. Можно представить, что замечательный район Кавказа, давно полюбившийся альпинистам и горнолыжникам, через несколько лет превратится в удивительную туристскую страну. Сказочная красота плюс максимум комфорта привлекут сюда туристов из многих стран. Их наплыв не будет неожиданным. Более двадцати тысяч человек смогут одновременно проживать в здешних гостиницах.
В кабинете директора ГИПРОГОРа Яна Алексеевича Аир-Бабамяна привлекает внимание макет генерального плана реконструкции Шушенского. Затерянное в таежной глуши крохотное село, связанное с именем В. И. Ленина, бесконечно дорого нам. В ближайшие годы Шушенское станет городом с двадцатитысячным населением. Авторы проекта Я. Аир-Бабамян, Ю. Букреев поставили задачу — сделать город Шушенское своеобразным памятником Ильичу. Вдоль Енисея раскинется мемориальная зона — будут восстановлены кварталы дореволюционной застройки, дома, в которых жил Ленин. А рядом встанут многоэтажные корпуса, промышленные предприятия, вырастет академический центр.
Во времена Ивана Грозного не знали иностранного слова «архитектор». Тогда строителей называли градодельцами, чаще — городовыми смышленниками. Удивительно точное, емкое определение. И хотя в памяти сразу воскресают образы длиннобородых, рассудительно-суровых предков, мне хочется назвать городовыми смышленниками всех молодых, увлекающихся ребят из ГИПРОГОРа. Это они и сотни других перекраивают карту нашей Родины, делают наши города красивыми, современными.
Архитекторы В. Выборный, Ю. Беляев и Е. Кутырев разработали оригинальный проект города Владимира. Они решили не только сохранить, но и подчеркнуть уникальные архитектурные памятники Владимиро-Суздальской Руси, органично «вписать» их в современные городские районы. Знаменитые «Золотые ворота», Успенский и Дмитриевский соборы, Воскресенская и Георгиевская церкви так удачно сочетаются с многоэтажными зданиями из железобетона, алюминия, стекла, что еще ярче заиграли неповторимыми красками. Большой туристский центр примет тысячи почитателей старины. Но Владимир не станет городом-музеем, он будет «живым» промышленным городом с крупными заводами, политехническим институтом, в котором будет учиться около двадцати тысяч студентов, со своим оригинальным обликом. Этот проект утвержден. А сегодня молодые архитекторы работают над реконструкцией уникального русского города-памятника Суздаля. Каким он будет, архитекторы ГИПРОГОРа решат вместе с историками, философами, археологами, реставраторами, писателями...
Тридцать шесть лет назад в ГИПРОГОРе получил путевку в жизнь первый генеральный план нового города. За эти годы в разных концах страны выросли десятки городов, «заложенных» в институте. Это значит, где-то открыты залежи полезных ископаемых, строятся заводы, осваиваются необжитые земли. Сейчас институт разрабатывает генеральные планы городов промышленных районов Сибири, Казахстана, выполняет заказы по реконструкции старых. Ежегодно в стенах ГИПРОГОРа идет непрерывная работа над 120 проектами. В его мастерских рождается завтрашний день наших городов. Недаром «проект» означает «бросок вперед».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.