И моя собеседница соглашается с этим:
– Да, именно тогда, а не сейчас, как многим кажется, мы начали отделывать костюмы окрашенными в разные цвета мехами, кожей, ввели в обиход модели с заниженной проймой рукава, широко использовали детали и форму русского национального костюма, отделку вышивкой. Длина платьев, называемая теперь «миди», – это мы вводили еще тогда. И отделку бахромой типа «лапша», а ведь многие считают, что она «изобретена» недавно. Но вот некоторые модели, предложенные нами тогда, стали сейчас, к сожалению, даже слишком актуальными. Я, например, с большим неудовольствием наблюдаю, что женщины сделали брюки универсальным видом одежды: и для спорта, и для работы, и для других случаев жизни.
Мне тут остается только мысленно воскликнуть: «Кто бы говорил!» – и вернуть Ольгу Дмитриевну к событиям тех далеких лет, когда она сама «изобретала» женские брюки.
...Деньги заработаны. Художники иронизируют: «Миллионеры в валенках! Коммерсанты! А на крашенном во все цвета радуги зайце такие деньги, оказывается, можно заработать!»
Теперь основное в «текущем моменте» – рабочая одежда (или, как тогда говорили, прозодежда), пионерский костюм. Как и полагается, сразу вспыхивает спор.
– Ближе к жизни! – опять умоляет директриса. – Рабочая одежда должна быть прежде всего безопасной. Женщина работает на станке, рядом с крутящимися частями машин и механизмов.
Она, по существу, говорит о том, что на языке производственников называется требованиями техники безопасности в отношении спецодежды. А к насмешкам художников она привыкла относиться философски: через минуту они уже громят друг друга, обвиняя оппонентов в прагматизме, несостоятельности эстетических позиций и прочих грехах. Да и трудно им: никто никогда не моделировал рабочей одежды, потому что ни перед каким государством еще не было такой проблемы – обеспечить спецодеждой женщину-труженицу. Сложная задача; да, пожалуй, соединение брюк и блузы – лучшее для работы. Удобно – не стесняет движений, безопасно – не затянет в машину, ну, а о красоте придется подумать.
Первую модель комбинезона она сама демонстрировала в цехе, перед работницами. В условиях, надо сказать, «не способствующих»: «пролетарка» и «мода»? Несовместимо. Брюки как вид прозодежды будущего? Нет, что придумали! Женские массы тогда, шестьдесят лет назад, наотрез отказались их понять... Но она была упорной. И вскоре художник Б. Кустодиев начинает разрабатывать модель нарядного брючного комплекта.
Так было: «А дальше?» – спрашиваю я. Нет, она не связала свою дальнейшую жизнь с моделированием. Играла в театре, снималась в кино. И был еще один путь – в ту профессию, которая была на всю жизнь: учеба в институте иностранных языков, в аспирантуре, защита диссертации, заведование кафедрой в Московском полиграфическом институте и работа над созданием учебников.
Слушая ее, я с сожалением думаю, что у нас, работающих женщин, порой абсолютно нет возможности следить за собой: безжалостно растрачивают наше время всевозможные очереди, и сфера услуг еще далека от совершенства. И мало мы думаем о том, что надо быть не только хозяйкой, работницей, профоргом, матерью, но и чуть-чуть больше – просто женщиной. Но тут Ольга Дмитриевна возражает горячо, как в юности.
– Семья, учеба, работа – все вместе, бывало, так накладывалось друг на друга! Но все-таки находила время, чтобы следить за своей внешностью, за модой.
– Ольга Дмитриевна, кстати, а как вы относитесь к сегодняшней моде?
– Мне очень импонирует разнообразие современной одежды. Оно дает возможность женщине выбрать и носить то, что ей больше всего подходит, определить свой стиль: спортивный, классический, романтический. Лично я всегда предпочитала одежду с мягкими линиями – романтический стиль. И считаю, что он идет любой женщине. Приятно, что этот стиль сейчас в моде. Радует, что сейчас у нас есть много талантливых художников-модельеров – наше «Ателье мод» тогда остро ощущало их нехватку и начало профессиональную ориентацию художников на этот профиль, а затем и подборку специалистов.
Наш разговор то и дело прерывают звонки: договариваются с Ольгой Дмитриевной о том, что она продемонстрирует в каком-то доме уникальную киноленту «Кинохроника мод», снятую Эдуардом Тиссэ; из музея декабристов с благодарностью – Ольга Дмитриевна передала старинную мебель, так необходимую для экспозиции; студентки Московского текстильного института, будущие модельеры, просят встречи...
И она по-молодому рада людям, хотя и жалуется в шутку: на столе – начатая работа, книга об истории развития советской моды.
– Ольга Дмитриевна, что вы пожелаете нашим женщинам?
– Быть красивыми! И если разговор у нас шел о моде, то я прошу помнить: мода создана для женщины. А не наоборот. Пусть она вам поможет чувствовать себя нарядными, стройными, уверенными, красивыми! Одним словом, женщинами!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.