«Большие дожди-большое наводнение, маленькие дожди - маленькое наводнение, совсем нет дождей - засуха», - говорит старая китайская пословица.
Веками страх перед наводнениями не покидал китайского Крестьянина, и счастливым считался год, когда разлившиеся воды не уничтожали посевов.
В среднем из каждых пяти лет четыре года были годами голода.
«Горем Китая» назвали крестьяне Янцзы, самую большую я одну из самых коварных рек Китая.
Другая река, соперничавшая с Янцзы и Жёлтой рекой по силе наводнений, - это Хуайхэ. На карте она выглядит маленькой, безобидной речушкой. Её длина - всего 900 километров, тогда как длина Янцзы превышает 5 300 километров.
Но 60 миллионов жителей провинций Хэ-нань, Аньхой и Цзянсу, через которые протекает Хуайхэ, хорошо знают её нрав. «Разлившаяся Хуайхэ хуже голодной волчицы: она пожирает и детей и посевы». Это страшное выражение родилось в долине Хуайхэ.
В 1938 году Чан Кай-ши, чтобы прикрыть своё отступление, разрушил плотину канала, соединявшего Хуайхэ и Жёлтую реку, и направил воды двух рек на юг. В течение одной страшной ночи погибло 500 тысяч человек, в числе погибших было много и гоминдановских солдат. Вырвавшаяся вода снесла целые деревни. Шесть миллионов человек остались без крова. Десятки миллионов гектаров плодородной земли в течение многих месяцев были затоплены. С тех пор каждый год большие наводнения опустошали долину. Ещё в 1949 году разлив реки уничтожил все посевы.
Необходимы были решительные меры, чтобы обуздать «горе Китая».
Через год после образования Китайской Народной Республики правительством был утверждён разработанный по инициативе Мао Цзе-дуна трёхлетний план строительных работ на реках Китая.
Надо сказать, что в 1950 году уже проводились работы по «укрощению рек». В них приняло участие 4 миллиона 700 тысяч человек. Общий объём земляных работ за год равнялся 420 миллионам кубометров. Если из этой земли сделать насыпь высотой и шириной в 1 метр, то этой насыпью можно будет охватить земной шар вокруг экватора более десяти раз.
В результате этого гигантского строительства из десяти затопляемых гектаров земли семь были отвоёваны у воды. Но этого было мало. Отстоять десять из десяти и оросить к тому же землю, изнывающую от засухи, - такова была задача. «План жизни» - так назвал китайский народ план Мао Цзе-дуна. По всей стране было создано 334 строительных участка. Каждый из них был связан со штабом работ, расположенным в Пекине. После исследований было решено начать в первую очередь борьбу за покорение Хуайхэ.
В одном из обращений к армии Мао Цзе-дун сказал: «Вы не только армия наступления, но и армия труда». И вот на строительстве рядом с крестьянином работает солдат Народной армии, армии труда и мира.
Нелегко было приступить к осуществлению «плана жизни». Не было достаточно техники, не хватало специалистов, не было опыта подобных работ.
Используя опыт своего великого друга - Советского Союза, - следуя его примеру, китайский народ поднялся на борьбу со стихией.
На строительстве хранится пурпурное знамя с вышитыми золотом иероглифами: «Покорить Хуайхэ во что бы то ни стало. Мао Цзе-дун».
Эти слова стали лозунгом на строительстве. С ними 3 миллиона человек идут каждый день в бой против реки, чтобы отвоевать у неё новые километры земли. Идёт бой. И побеждают люди. За 8 месяцев воздвигнута линия плотин, дамб, завалов общей протяжённостью в 2 тысячи километров. Вынуто около 200 миллионов кубометров земли.
Сделанная работа спасла первый урожай нынешнего года. Крестьяне собрали хлеб и ячмень на земле, где в течение нескольких лет не было никакого урожая. Впервые с 1721 года Китай не только обеспечил себя хлебом, но и помог голодающей Индии.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.