Фильм о большом человеке

Ю Севрук| опубликовано в номере №324, декабрь 1939
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Самокритика - основное моральное качество советского человека.

Авдеев этому моральному требованию не удовлетворяет, - значит, он должен быть отстранен от великого и чистого дела.

Чтобы дать представление о многогранности характера Шахова, нужно пересказать весь фильм. Мы хотим только подчеркнуть цельность этого характера: бесконечно разнообразный в своих проявлениях, суровый и вместе с тем пленительно - обаятельный, непреклонно - твердый и в то же время добрый и ласковый, этот человек всегда верен себе - своему светлому уму и своему большому сердцу.

И семена, брошенные Шаховым в души людские, прорастают. Люди, воспитанные им, усваивают шаховскую твердость и шахов - скую человечность.

Надя Колесникова, уже директор завода, приходит к заболевшему от горя Дубку, место которого она заняла, чтобы помочь ему побороть в себе обиду, стыд. Она уважает и любит Дубка, знает, что ему тяжело, но и она говорит ему прямо:

- Ты же сам учил меня говорить правду в глаза. Знаешь, что Шахов сказал?.. Он сказал, что тот - не большевик, кто не сумеет преодолеть в себе самолюбия, обиду, стыд. А ты что?.. Думаешь, я не вижу, что ничем ты уже не болен, а просто со стыда сгораешь? Да тебя же любят, старого черта... Да ну тебя!

Эту сцену, как, впрочем, и весь фильм, нельзя смотреть без большого волнения: с такой очевидной убедительностью показаны в ней новые отношения между людьми, отношения, основанные на правде, честности и уважении человека к человеку. Великая идея социалистического гуманизма заключена в фильме, и образ Шахова - едва ли не лучшее в советском искусстве воплощение этой всепобеждающей сталинской человечности.

Но есть черные, смрадные силы, направленные против человеческого счастья. Они встают на пути Шахова, на пути Нади Колесниковой, на нашем пути к коммунизму. И эти силы тоже показаны в фильме.

Глубоко в подполье орудует незаметный статистик Боровский, бывший активный троцкист, а теперь главарь контрреволюционной банды. К нему приезжает подручный Пятакова - Карташев - с приказом убить Шахова...

Пятаков, Карташев, Боровский... Это не люди. Это зловонные трупы, выброшенные на помойку истории и сохранившие одно желание - вредить, мстить, пакостничать, чтобы любой ценой, ценой измены, ценой крови народной, дорваться до власти. Они носят маски даже друг перед другом. Пятаков играет в важного барина, Боровский притворяется подвижником и аскетом, Карташев паясничает и гаерничает... Но у них нет ничего за душой. В минуту откровенности Боровский сам признает, что все они дерьмо. И даже профессиональный диверсант Сизов, резидент иностранной разведки, относится к ним с долей презрения.

- Смотрю я на вас и думаю, - говорит он Боровскому, - ну, бывают профессиональные революционеры, бывают профессиональные контрреволюционеры, а вот вы... вы профессиональный склочник, ничто вас не устраивает: ВКП(б) вас не устроила, мы вас не устраиваем. Что вас к нам потянуло?.. Ну, я деньги люблю, баб люблю... А вы что? Вы же гомеопат... пилюля...

И вот эта злобная и хитрая мразь, выполняя требование своих заграничных хозяев, приступает к физическому уничтожению лучших советских людей. Готовится убийство Шахова. Советская разведка идет по следу злодеев. Разоблачен Шаховым и арестован второй секретарь крайкома - троцкист Земцов. Арестован Боровский. Но адская машина убийства продолжает действовать, хотя негодяи, пустившие ее в ход, уже обезврежены.

Этого нельзя забыть. Просторный вестибюль Дворца культуры, Лучшие люди края собрались слушать Шахова. Он входит. Его обступают со всех сторон. Он весел, шутит, смеется, назначает на завтра деловые и дружеские встречи. Прекрасная жизнь лежит перед ним. «Черт его знает, если по - человечески сказать, так хочется жить и жить», - невольно вспоминает зритель слова С. М. Кирова. Стремительной походкой идет Шахов к двери, ведущей за кулисы. Он идет навстречу смерти.

Шахов входит в дверь. Резкие звуки оркестра. Страшный крик Нади Колесниковой. Затемнение. Раздаются скорбные звуки похоронного марша. Весь в цветах гроб Шахова. Нескончаемой вереницей проходят люди. Старый товарищ Шахова Кац, задыхаясь от волнения, произносит прощальную речь, он напоминает о заповеданной Шаховым «священной беспощадности к единицам во имя счастья миллионов». И над гробом, над звуками траурной музыки во весь экран огромный портрет Шахова, с которого смотрит «а нас, зрителей, его живое, молодое лицо, озаренное неумирающей кировской улыбкой...

Фильм закончен. Зритель встает, потрясенный и взволнованный, и первое время он не ощущает ничего, кроме лютой ненависти к врагам, отнявшим у нас Шахова, и огромного чувства силы и духовного подъема, внушенного просмотренным фильмом. Потом начинаешь анализировать, начинаешь понимать мастерство авторов фильма: сценаристов (М. Блейман, М. Большинцев и Ф. Эрмлер), режиссера Ф. Эрмлера, актеров.

«Великий гражданин» - новое слово нашей кинематографии и всего советского искусства. Весь фильм построен на диалогах. Слово, полное мысли, выражающее сложнейшие душевные движения действующих лиц, властвует в этой картине. Авторы «Великого гражданина» избегают каких бы то ни было внешних эффектов. Столкновение характеров, психология, мысли и чувства людей раскрываются ими в стиле строгого, даже сурового реализма. И так же проста, глубока, чужда даже тени аффектации игра актеров. Можно было бы много хорошего сказать и о заслуженном артисте А. Зражевском (Дубок) и о заслуженном деятеле искусств И. Берсеневе (Карташев) и об артистке З. Федоровой (Колесникова) и, особенно, об артисте О. Жакове, создавшем при помощи минимума внешних приемов поистине страшный и психологически обнаженный образ злодея Боровского. Но прежде всего нужно отметить вдохновенную игру артиста Н. Боголюбове, создателя роли Петра Шахова.

Работа талантливого коллектива мастеров советского кино увенчалась блистательным успехом. Создан фильм, утверждающий самое главное в нашей жизни: силу духа и моральную чистоту советского человека, сталинца, большевика. Создан фильм, показывающий, что «есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые - вторую; каждому, кто любит красоту, ясно, где величественное» (А. М. ГОРЬКИЙ).

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены